ВЛАДИМИР КОРНИЛОВ: фундамент «волжской защепки»
Абсолютный самородок. Самый надёжный и стабильный вратарь в советской истории куйбышевских «Крыльев Советов». Второй вратарь Советского Союза 1952 года. Воспитанник заводской команды, только в 25-летнем возрасте ворвавшийся в элиту отечественного футбола.
Молчаливый, застенчивый и абсолютно бесстрашный голкипер. Его отчаянные реактивные броски руками в ноги лучшим форвардам страны позволили «Крыльям» добиться своих высших достижений во второй половине ХХ века. Его серая кепка стала самым модным атрибутом куйбышевских болельщиков. Его, как сегодня выражаются, многочисленным сейвам местная торсида, под завязку заполнявшая стадионы «Локомотив» и «Динамо», аплодировала, как в театре, стоя.
Без него трудно представить «волжскую защепку» Александра Абрамова. Он вполне реально претендовал на попадание в заявку сборной СССР по футболу для участия в первом для нашей страны престижном официальном соревновании – Олимпиаде в Хельсинки.
Его рекорд по количеству матчей за «Крылья Советов» в высшем дивизионе страны сумел побить только чилиец Эдуардо Лобос в 2010 году. Невероятно прыгучий, ловкий, крепкий и собранный, интуитивно точно выбирающий место в воротах — он в течение четырёх лет считался одним лучших вратарей СССР по действиям на линии ворот и главным специалистом по отражению ударов с пенальти.
Памятуя о безвинно репрессированных родственниках, он очень мало говорил и ничего не требовал от тренеров и руководителей клуба за свою самоотверженную и мастерскую игру. Он неоднократно спасал ворота куйбышевских «Крыльев» после выходов один на один с ним легенд, едва ли не футбольных богов послевоенной поры – Валентина Николаева, Всеволода Боброва, Никиты Симоняна, Николая Дементьева, Сергея Сальникова, Автандила Гогоберидзе, Анатолия Ильина, Алексея Парамонова, Бориса Пайчадзе и Константина Бескова.
Он прожил всего 59 лет и навсегда остался первым номером «Крыльев Советов». На все времена…
Владимир Корнилов родился 5 ноября 1923 года в Самаре на излёте самого страшного и жуткого голода в Поволжье. Только-только закончились кровопролитная Гражданская война, жестоко подавленное в губернии крестьянское «чапанное восстание» и период военного коммунизма. Начиналась короткая спасительная эпоха НЭПа.
В 1937 году, в год великого террора, 14-летний лучший вратарь тогдашней самарской окраины становится главным кормильцем семьи и идёт работать токарем на Куйбышевский трубочный завод, известный каждому горожанину как Завод имени Масленникова. Уже в следующем году он занимает место в воротах юношеской, а в годы Великой Отечественной войны и взрослой заводской команды, после Победы представляя предприятие на профсоюзных соревнованиях, в розыгрыше Кубка СССР и первенстве РСФСР вплоть до 1949 года. Однако приглашать лучшего вратаря Куйбышева, голкипера «Зенита», «Трактора» и «Трудовых резервов» в главную команду мастеров города – «Крылья Советов» — Виктору Новикову и Александру Абрамову не рекомендовали.
Только в конце 1948 года Александр Кузьмич Абрамов, заявивший, что сможет вывести скромную по ресурсам и возможностям куйбышевскую команду в лидеры советского футбола и сумеет регулярно отнимать очки у грандов из Москвы, Киева и Тбилиси, решается пригласить талантливого и уже опытного 25-летнего самородка Корнилова в «Крылья Советов». Клубу, сумевшему с большим трудом закрепиться в элите советского футбола, очень был нужен надежный и стабильный вратарь. «Волжская защепка», задуманная Абрамовым как протоверсия тотального футбола, основывалась всё-таки на сверхпрочной, иногда глухой обороне и внезапных нестандартных и стремительных контратаках, где будет солировать Александр Гулевский в окружении Виктора Ворошилова, Николая Зайцева и Фёдора Новикова. Именно Владимир Корнилов стал краеугольным камнем, взлётной полосой «Крыльев» к вершинам советского футбола в начале 1950-х…
Корнилов дебютировал за «Крылья Советов» 30 июня 1949 года в Ереване в матче 15 тура чемпионата СССР в классе «А» против местного «Динамо». Несмотря на азартные атаки хозяев поля, куйбышевцы чётко оборонялись и при первой возможности отвечали контрвыпадами. На 60-ой минуте Корнилов хищным прыжком в ноги нейтрализовал прорыв Акопа Дургаряна, полузащитник гостей Виктор Карпов мощным ударом к чужой штрафной «нашёл» Владимира Золотарёва, и тот с острого угла поразил ворота ереванцев. Хозяева поля бросились отыгрываться, но пробить дебютанта не могли. Вернее, не могли до 87-ой минуты, когда тот же Акоп Дургарян после серии рикошетов с двух метров отправил мяч в сетку ворот и вырвал для своей команды ничью.
В своём первом сезоне в высшем дивизионе Корнилов сыграл 5 матчей, два из них (с бакинским «Нефтяником» и харьковским «Локомотивом» на ноль). Правда, в одном из матчей в ворота Владимира влетело сразу три мяча. Это случилось в домашней встрече со столичным «Спартаком». Владимир на 51-ой минуте заменил голкипера Всеволода Виноградова, когда «Крылья» уже «горели» 0:3. Куйбышевцы вынуждены были идти вперёд всей командой, и Никита Симонян (дважды) и Николай Дементьев безжалостно расстреляли ворота Корнилова с близкого расстояния после разящих контратак. В сезоне 1950 года место в воротах «Крыльев» занял Владимир Сухоставский, приглашенный Абрамовым из дулевского «Строителя». Участник Великой Отечественной войны, разведчик и орденоносец Сухоставский начал чемпионат феноменально, став автором самой длительной вратарской серии в истории «Крыльев Советов» без пропущенных мячей в элите отечественного футбола (667 минут). В первых семи матчах «Крылья» сыграли вничью 0:0 с московским «Спартаком», ЦДКА, «Торпедо» (Сталинград) и «Локомотивом» (Москва), а также обыграли со счётом 1:0 ВВС, «Спартак» (Тбилиси) и «Нефтяник» (Баку). Первый мяч в сезоне Сухоставский пропустил только на 38-ой минуте матча 8 тура с ереванским «Динамо» (2:1). В перерыве этой игры его заменил Корнилов. А в игре 11 тура Владимир Сухоставский пропустил сразу четыре мяча от московского «Динамо» и заявил, что не достоин места в основном составе. С этого момента первым номером «Крыльев» на долгие шесть сезонов становится Владимир Корнилов.
В 1950 году Владимир неоднократно спасал свою команду, отыграл 21 матч и семь из них на «сухую». В том числе стал героем матчей с киевским «Динамо» (0:0) и московским «Динамо» (2:2), вытащив из своих ворот несколько «мёртвых» мячей и прервав свои коронными прыжками в ноги выходы на него Комана, Пономарева, Бескова и Соловьева. А сами «Крылья» заняли почётное седьмое место в первенстве и дошли до полуфинала розыгрыша Кубка СССР, где Корнилов сыграл шесть из семи матчей. 1951 год – лучший в истории «Крыльев», триумф «волжской защепки» Абрамова и подлинный взлёт Владимира Корнилова.
«Крылья» ни разу не проиграли чемпиону СССР ЦДСА (2:1, 1:1), московскому «Динамо» (1:1, 1:1), столичному «Спартаку» (0:0, 0:0), ленинградскому «Зениту» (1:1, 1:0), киевскому «Динамо» (2:2, 1:0), ленинградскому «Динамо» (3:0, 2:2), рижской «Даугаве» (0:0, 2:0), ВВС (2:1, 2:2) и горьковскому «Торпедо» (2:0, 1:0). И если бы «Крылья» не уступили бы обидно дома «Шахтеру» (Сталино, ныне Донецк) 0:1 (в гостях была нулевая ничья), они бы завоевали бронзовые медали. А так, набрав равное с «Шахтёром» количество очков, куйбышевское команда стала четвёртой. Это высшее достижение «Крыльев» в советской истории. Позади куйбышевской команды остались московские и киевские «динамовцы», «Спартак», «Зенит», «Торпедо»…
Спокойный и при этом отчаянно смелый, эмоционально очень собранный и абсолютно немногословный Корнилов был постоянной палочкой-выручалочкой команды Абрамова, сыграв в чемпионате 1951 года все матчи до одного (28 из 28). Никогда не повышавший тона, оглушительно громко он произносил только два слова – «я» и мой», когда играл на выходах. Как писал о нём тогда в «Волжской коммуне» судья всесоюзной категории Александр Тавельский, «только в прошлом году он стал первым вратарем команды, а в этом году за ним уже утвердилась слава хорошего, надежного вратаря. Смелость, расчетливость, цепкая хватка мяча присущи игре Корнилова. Это единственный вратарь, который провел все 28 игр первенства. Большое физическое и нервное напряжение выдержано Корниловым на отлично».
Одним из лучших вратарей всего Советского Союза Владимира Корнилова за пределами Куйбышева окончательно признали в следующем — 1952 — году. Из-за Олимпиады в Хельсинки (первый большой официальный турнир для сборной СССР) и необходимости «государственной подготовки» к ней чемпионат страны прошёл в один круг. И все матчи «Крылья» играли в Москве. Сверхнадежная игра Корнилова позволила «Крыльям», оставшимся без поддержки своих болельщиков, занять достойное 7 место из четырнадцати. Куйбышевцы в 13 матчах забили 16 мячей, пропустив только 14. И сумели обыграть московское «Динамо» (1:0), ленинградский «Зенит» (4:1), столичный «Локомотив» (4:1), ВВС (2:1) и минское «Динамо» (2:1), а также сыграть вничью с московским «Торпедо» (1:1), рижской «Даугавой» (0:0) и сталинским «Шахтером» (0:0).
По итогам чемпионата 1952 года Владимир Корнилов вошёл в список 33 лучших футболистов СССР, заняв вторую позицию в тройке самых надежных вратарей. Опередил его только бессменный голкипер сборной страны, заслуженный мастер спорта Леонид Иванов.
3 апреля 1952 года сборная СССР провела один из контрольных матчей в Леселидзе именно с куйбышевскими «Крыльями». До 85-ой минуты подопечные Александра Абрамова удерживали ничейный счёт 1:1 (на гол Никиты Симоняна точным ударом ответил Виктор Карпов). Корнилов буквально творил чудеса, отбивая неберущиеся мячи после ударов Гагнидзе, Гогоберидзе, Бескова и того же Симоняна. А потом судья поставил весьма спорный пенальти, и Константин Бесков принёс сборной победу – 2:1. Владимир среагировал на мощный удар Бескова – мяч влетел в ворота от ладоней голкипера.
Корнилов должен был стать дублером Иванова на Олимпийских играх в Хельсинки, но в последний момент перед серией товарищеских подготовительных матчей вторым вратарем сборной буквально назначили кипера армейцев, 35-летнего Владимира Никанорова…
В 1953 году под руководством Петра Бурмистрова «Крылья», ставшие на полсезона куйбышевским «Зенитом», вновь занимают 7 место в классе «А» и впервые выходят в финал Кубка СССР. В кубковых матчах бесстрашный Корнилов пропустил всего один мяч. Увы, этот гол решил судьбу финальной игры, в которой куйбышевская команда в упорнейшей борьбе уступила столичному «Динамо» со счётом 0:1.
В 1954 году Владимир Корнилов снова незаменим. Он провёл все 24 матча чемпионата и в восьми из них сохранил свои ворота неприступными. В сезоне 1955 года старшим тренером становится замечательный в прошлом игрок ЦДСА, ВВС и московского «Торпедо», но совсем неопытный тренер Вячеслав Соловьёв. И «Крылья» впервые покидают элитный дивизион советского футбола, заняв 11 место (из 12), ниже куйбышевцев оказался только минский «Спартак».
Корнилов провёл и в этом сезоне несколько выдающихся матчей, заставляя аплодировать себе не только болельщиков, но и футболистов противоборствующей команды. Благодаря невероятным спасениям Владимира «Крылья» сумели обыграть столичный «Спартак» (1:0) и отнять три очка у тбилисского «Динамо» (0:0, 2:0). Однако в одиночку заменить разбалансированную после ухода Александра Абрамова оборону было даже Корнилову не под силу. По окончании сезона самый стабильный вратарь «Крыльев», успев сыграть в первом международном матче куйбышевской команды со сборной Индии (4:1), завершает свою неповторимую карьеру. Без лишних слов. Тем более что в классе «Б» разрешалось иметь в заявке только четырёх футболистов старше 25-ти лет.
До конца своей жизни Корнилов работал тренером заводской команды «Заря» (Куйбышев), а когда денег стало совсем не хватать, пошёл работать диспетчером на завод «Металлист».
Он умер в День космонавтики – 12 апреля 1983 года. Лучшему вратарю Куйбышева было всего 59 лет.
Владимир Трофимович Корнилов — легендарный вратарь куйбышевских «Крыльев Советов». Финалист Кубка СССР 1953 года. Мастер спорта СССР. С 1949-го по 1955 год сыграл за «Крылья» 135 матчей (119 в чемпионатах СССР и 16 в Кубке СССР). В 1952 году вошёл в список 33 лучших футболистов СССР (вратарь страны № 2). В 1953 году дошёл с куйбышевской командой до финала розыгрыша Кубка СССР и защищал ворота ленинградского «Зенита» в турне по Норвегии и Финляндии. Молчаливый, застенчивый и абсолютно бесстрашный голкипер. Его отчаянные реактивные броски руками в ноги лучшим форвардам страны позволили «Крыльям» добиться своих высших достижений во второй половине ХХ века. Его серая кепка стала самым модным атрибутом куйбышевских болельщиков. Его, как сегодня выражаются, многочисленным сейвам местная торсида, под завязку заполнявшая стадионы «Локомотив» и «Динамо», аплодировала, как в театре, стоя…
Сергей Лейбград, поэт, журналист, научный руководитель и главный хранитель общественного Музея самарского футбола