Владимир Гришин: неприкаянный «герой Куйбышева»

1 ноября 2021 года ему могло бы исполниться восемьдесят четыре. А прожил он меньше сорока лет. Даже неизвестно, сколько точно. Народная футбольная легенда при жизни. Невероятный, просто невероятный любимец, точнее, даже любимчик куйбышевских народных масс, не представляющих своей жизни и своей радости без футбола и «Крыльев». Никто не знает, как он ушёл из этой жизни, в которой познал заслуженную радость и признание, а потом невыносимые одиночество, полную растерянность и боль.

У него не было никакого образования и никакой профессии. У него не было друзей. Только многочисленные случайные кореша и приятели. Его очень ценили партнёры по команде и тренеры. Виктор Карпов несколько раз спасал его от изгнания из клуба и даже от тюрьмы. Выпускал его на матчи и брал в зарубежные поездки, когда заводское и партийное начальство требовали его наказания. Милиция неоднократно задерживала его за пьяные дебоши. Много раз его отпускали из медвытрезвителя за несколько часов до начала игры. Он подхватывал неприличные болезни, залезал в окна женских общежитий, пропадал в обществе проституток. От него ушла жена с ребёнком, потому что никакая любовь не могла исправить его…

Он страстно любил только футбол. Он и играл-то на каком-то обжигающем электрическом нерве. Насмерть. Ещё мальчишкой, а потом и зрелым футболистом он мог часами напролёт в полном одиночестве тренировать свои сумасшедшие удары. На поле после тренировок. На пустырях. Во дворе дома, оббивая стены и разбивая окна.

Невысокий, мышцы да кости. В маленьких, подростковых бутсах 38-го размера. Как у Андрея Каряки. Со смешным блатноватым лицом. Абсолютно бесстрашный и безжалостный к себе и соперникам. Преодолевающий ради игры и одобрительного рёва трибун любую боль. Товарищи по команде вспоминают, как он играл, сбросив гипс, с трещиной в ступне. Отправляя мяч больной ногой на 60-70 метров на выход своим нападающим. Как квёлый после бурной ночи, внезапно вспыхивал после стартового свистка.

Он никому не уступал в силовых и верховых единоборствах. Никого не боялся. Только своего упрямого, не поддающегося исправлению характера. Его страшные, реактивные удары с любой дистанции, его бешеные и ювелирно точные «выстрелы» с 11-метровой отметки наводили ужас на соперников и стали притчей во языцех у восхищённой самарской торсиды. Часто под восторженные «взрывы» болельщиков, когда гранды советского футбола прижимали «Крылья» к воротам, он разряжал ситуацию, отправляя мяч высоко в небо, перебивая трибуны, прямо на улицу.

Он был похож на неприкаянных героев фильмов Алексея Балабанова и Александра Рогожкина. Он был народным героем, счастьем, радостью, болью и бедой таких же неприкаянных горожан. Куйбышева-Самары. «Крыльев Советов».

Правый и самый знаменитый защитник куйбышевских «Крыльев Советов» Владимир Гришин родился в Куйбышеве 1 ноября 1937 года. Отчаянного восьмилетнего голодного мальчишку, обыгрывающего гораздо более рослых ровесников, сбивающего своими ударами самодельные штанги ворот — в самом конце Великой Отечественной войны заметили тренеры куйбышевского «Спартака». На стадионе «Спартак» (позже этот стадион назывался «Крылья Советов» и «Буревестник») и началась настоящая жизнь будущей легенды «Крыльев Советов» под руководством его первого тренера Игоря Серова. До войны куйбышевский «Спартак» (клуб прекратил своё существование в 1962 году) был одним из лидеров городского футбола, первой из местных команд, выступивших в 1937 году в розыгрыше Кубка СССР.

Хулиган Володька Гришин вскоре стал одним из самых ярких нападающих среди местных юниоров. Посмотреть на его фантастические по силе и точности пушечные удары приходил и главный тренер «Крыльев Советов» Александр Абрамов. В 1957 году Гришина призывают в армию. Он служит в Грузии, где его почти сразу зачисляют в команду мастеров Закавказского военного округа «ОДО» (СКВО). В тбилисской команде мастеров, выступающей в группе «Б» советского футбола, хватало своих техничных форвардов, и Владимир Гришин становится правым защитником. Одним из первых игроков обороны, постоянно подключавшихся к атакам и регулярно забивающим голы. Его страшные по силе удары позже сравнивали с ударами Муртаза Хурцилавы. А мы уже из нашего времени могли бы сравнить его с Рональдом Куманом и Роберто Карлосом.

Сразу после демобилизации и возвращения в Куйбышев поздней осенью 1959 года рядового запаса Гришина приглашает в «Крылья Советов» создатель «волжской защепки» Александр Кузьмич Абрамов. Владимир Гришин дебютировал в чемпионате СССР в основном составе «Крыльев» 27 апреля 1960 года в домашнем матче против бакинского «Нефтяника» (1:1). Куйбышевская команда отыгралась на 58-ой минуте. На пас дебютанта Гришина, запустившего мяч со своей половины поля на 60 метров, откликнулся Анатолий Казаков, вышедший один на один с вратарём и с линии штрафной площади поразивший дальнюю «девятку». Гришин в «Крыльях» сразу оказался в компании будущих звёзд советского футбола и сразу стал одним из самых колоритных, ярких и яростных футболистов. Среди его партнёров были начинавшие карьеру Александр Соколов, Геннадий Сарычев, Николай Кольцов (будущий чемпион СССР в составе кивеского «Динамо»), Владимир Бреднев (в будущем капитан столичного «Торпедо» и чемпион СССР), Альфред Федоров, Вадим Редкин, капитан команды Галимзян Хусаинов (чемпион СССР в составе «Спартака», серебряный призёр чемпионата Европы, полуфиналист чемпионата мира), Анатолий и Борис Казаковы…

Свой первый гол за «Крылья» Гришин забил в одном из самых выдающихся матчей в истории «Крыльев Советов» 20 мая 1960 года, когда куйбышевская команда разгромила в гостях фаворитов чемпионата страны киевское «Динамо» со счётом 3:0. Счёт в этой сенсационной игре на 25-ой минуте открыл Владимир Гришин — артиллерийским ударом под перекладину с линии штрафной.

В своём первом сезоне в элите советского футбола защитник Гришин отметился шестью забитыми мячами, со свистом влетевших в ворота киевского «Динамо», московского «Локомотива», алма-атинского «Кайрата», харьковского «Авангарда» и донецкого «Шахтёра». Однако «Крылья» из-за действовавшей тогда «республиканской квоты», опередив донецкий «Шахтёр» и алма-атинский «Кайрат», были переведены в класс «Б». Александра Абрамова на тренерском мостике сменил его помощник и недавний капитан куйбышевской команды Виктор Карпов.

В 1961 году «команда лысых», вместо «волжской защепки» показавшая остроатакующий, результативный и куражный футбол, триумфально с первого места вернулась в элиту советского футбола и стала чемпионом РСФСР. Молодые амбициозные воспитанники местного футбола и «примкнувший» к ним Анатолий Казаков наколотили за сезон 80 мячей. Семь из них – на счету Гришина.

Владимир Гришин был признан не только лучшим защитником РСФСР, но и стал самым узнаваемым и любимым игроком «Крыльев» для болельщиков. Да-да именно он, несмотря на присутствие на поле вместе с ним Бориса Казакова, Альфреда Фёдорова, Владимира Соловьёва, Казакова Анатолия и инициатора коллективной стрижки наголо Геннадия Широчкина, а чуть позже Николая Осянина, Бориса Коха и Анатолия Кикина. Именно тогда с трибун стадиона «Динамо» начали звучать наивные кричалки: «Трещат ворота, стены, крыши, когда с мячом Владимир Гришин!». «А он такой – назад ни шагу. Ему медаль бы за отвагу!», а чаще всего — «Когда Володька Гришин бьёт, народ гуляет и поёт». За абсолютное бесстрашие, дикий нрав в борьбе, пушечные удары с 35 метров, со штрафных и пенальти Гришин получает прозвище «За Родину»…

В 1962 году «Крылья Советов» уверенно сохраняют прописку в лиге сильнейших, показывая агрессивный и весёлый футбол. Гришин трижды поражает ворота соперников, но благодаря его самоотверженной игре и длинным передачам, отрезающим оборону соперников, вторым бомбардиром страны становится с 16-тью забитыми мячами Борис Казаков. Впрочем, именно в этом сезоне болельщики в шутку присваивают Гришину звание «героя Куйбышева» — после гришинского гола с тридцати трёх метров в ворота московского «Динамо» 12 июня 1962 года. Пущенный с невероятной силою мяч от перекладины угодил в затылок вратаря динамовцев Владимира Беляева и влетел в сетку ворот. В том матче «Крылья» победили 3:1, а Гришин дважды заставил капитулировать дублёра Льва Яшина.

В 1963 году героическую игру в футбол Владимир Гришин всё чаще чередует с запоями и скандалами. Виктор Карпов утверждает, что этот защитник ему необходим и отказывается отчислить его из команды. И Владимир действительно готов умирать на поле, выручая «Крылья» и вновь оставляя их в элите советского футбола. И четырежды за сезон поражает своими не ослабевающими ударами ворота соперников (один раз в чемпионате и трижды в Кубке СССР).

В 1964 году подопечные Виктора Карпова влюбляют в себя всю страну, переиграв в полуфинале розыгрыша Кубка СССР московское «Динамо» 3:2. Лев Яшин чуть ли не со слезами на глазах вынимал мячи из сетки ворот после дубля Анатолия Кикина и решающего гола Николая Осянина. В конце этой знаменитой игры, когда москвичи пытались додавить «Крылья» и сравнять счёт, Гришин несколько раз разряжает обстановку, посылая мячи на верхние ярусы Центрального стадиона имени Ленина.

В финале Кубка СССР в упорнейшей борьбе «Крылья» уступили киевскому «Динамо» со счётом 0:1. Как рассказывали мне в стенах Музея самарского футбола главный тренер куйбышевской команды Виктор Карпов и участники того исторического матча Юрий Капсин, Анатолий Кикин, Борис Кох и Александр Соколов, посмотреть на подготовку к финальной игре амбициозных провинциалов приезжал заместитель председателя Федерации футбола СССР Владимир Мошкаркин и, между прочим, проговорился: «Жаль, но не получится у вас выиграть Кубок. Куйбышев из-за авиационных и секретных военных производств – город, закрытый для иностранцев. А наша Федерация на будущий год впервые получит право выставить клуб на розыгрыш Кубка обладателей Кубков европейских стран. Так, что сами поймите»… По словам Карпова, никаких распоряжений он не получал. Наоборот, команда, обиженная на слова Мошкаркина, отчаянно настраивалась на, возможно, главный матч в своей жизни. Вместо спокойной, дозированной подготовки футболисты накануне финала тренировались до позднего вечера. И «перегорели». Впрочем, расстроенные болельщики «Крыльев» после игры были уверены, что их команду «задушили».

27 сентября 1964 года значительно больше половины зрителей, а их в «Лужниках» собралось тогда 90 тысяч, болели за куйбышевские «Крылышки». И подопечные Виктора Карпова сразу после стартового свистка Тофика Бахрамова (того самого, что потом будет линейным арбитром в финале чемпионата мира 1966 года) в первые 15 минут, прессингуя и стелясь в подкатах, заставляли ошибаться своих именитых соперников. На 4-ой минуте после навеса Владимира Гришина из убойной позиции бил головой Анатолий Жуков – выручил Банников. А на 17-ой минуте «народный защитник» «Крыльев» неловко выбил мяч прямо на ногу Каневскому, и тот с близкого расстояния поразил сетку ворот Александра Соколова. Владимир Гришин был в том матче одним из лучших игроков «Крыльев», но эту единственную ошибку простить себе потом не мог…

В начале 1965 года Владимир в очередной раз попадает в милицию. От большого скандала Карпов Гришина спасает, но за регулярные нарушения спортивного режима всё-таки отчисляет из команды. А из очередного запоя Владимира Гришина выводит главный тренер куйбышевского «Металлурга» Фёдор Сергеевич Новиков. Гришин становится капитаном «Металлурга», играет по-прежнему отчаянно, в сезоне 1966 года забивает шесть мячей и помогает заводской команде стать победителем турнира в 3 зоне РСФСР класса «Б». В конце сезона во время турне по Ростовской области Гришин, напившись, подрался с каким-то партийным начальником, а позже был задержан милицией в криминальном притоне вместе с «женщинами лёгкого поведения».

Одного из лучших защитников в истории «Крыльев» дисквалифицировали и лишили звания «Мастер спорта СССР».

В 1968 году Владимир Гришин пропал. Одни говорят, что он покончил жизнь самоубийством. Другие, что был убит в пьяной драке. Третьи, что он умер, уснув под забором на морозе… Как писал Александр Блок, «Ты будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцой, А вот у поэта — всемирный запой, И мало ему конституций!»…

Владимир Петрович Гришин – советский футболист, фланговый защитник, полузащитник, нападающий. Мастер спорта СССР. Чемпион и лучший защитник РСФСР (1961). Финалист розыгрыша Кубка СССР 1964 года. С 1960-го по 1964 год сыграл за «Крылья Советов» 122 матча и забил 22 мяча (в чемпионатах СССР – 106 матчей и 17 мячей, в Кубке СССР – 9 матчей и 5 мячей, а также участвовал в 7 международных матчах). В 1965-1966 годах капитан куйбышевского «Металлурга» (47 матчей и 7 забитых мячей). После 1967 года погиб при невыясненных обстоятельствах.

Сергей Лейбград, поэт, журналист, научный руководитель и главный хранитель общественного Музея самарского футбола

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *