Дар и удар Анатолия Казакова
Обожание болельщиков и сумасшедшие голы. Бесстрашие и самоотдача на поле, сочетающиеся с абсолютной непрактичностью и прямолинейностью в жизни. Презрение и ненависть к трусости и лести, к дежурным словам, идеологическим лозунгам, партийным здравицам и фальшивым комплиментам. Отвращение от начальников и политиков. Драматичная, порой трагическая судьба, наполненная страстью, любовью, порывами, загулами и скандалами. Щедрость натуры и трогательная привязанность к родителям. Неприкаянность, пьянство, самолюбие и достоинство. И футбол до последних сил. Даже когда, ему было уже за шестьдесят лет, и в жизни он передвигался на своих поломанных ногах с помощью трости.
Подлинный невероятный бомбардир со сломанной карьерой. В буквальном смысле. Ничего в жизни не умеющий кроме игры в футбол, он перенёс два тяжелейших перелома обеих ног. Бесстрашный, бесшабашный и безбашенный, «взрывной» форвард. Колотушка. Однофамилец и партнёр великого куйбышевского голеадора, которого не только постоянно снабжал голевыми передачами, но и опережал поначалу по количеству забитых мячей.
Им гордились. О нём рассказывали анекдоты и легенды. Долгое время болельщики рассказывали миф о страшной силе его удара. И ведь на самом деле однажды, в 1963 году, после его мощного «артиллерийского» выстрела штанга ворот на куйбышевском «Динамо», издав хрипящий колокольный стон, треснула и рухнула на вратаря соперников. Сам бомбардир признался потом, что металлические ворота проржавели, и это проста случайность, что сломались они именно после его удара…
После его ударов рушились не только штанги, но и защитники. И головой он бил почти также сильно, как ногой.
В минувшую среду «Крылья» одержали самую крупную свою победу в Кубке России, разгромив «Знамя» из Ногинска со счётом 10:0. В 1984 году куйбышевская команда с таким же неприличным счётом обыграла в чемпионате СССР во Второй лиге владимирское «Торпедо». А предыдущий кубковый рекорд был установлен 60 лет назад. 11 июня 1961 года «Крылья Советов», которые называли тогда «командой лысых», разгромили в гостях пензенскую «Зарю» со счётом 7:0. Первый мяч в том матче забил наш герой. До сих пор, кстати, остающийся вместе с Александром Гулевским лучшим бомбардиром «Крыльев» в Кубке страны (СССР и России). На его счету, как и у «Гули», девять кубковых мячей.
Именно его, одного из двух «казаков-разбойников» куйбышевского футбола, болельщики и товарищи по клубу звали «Казак». Мощный, крепкий, даже кряжистый, со светлыми вьющимися волосами и беспощадными убойными ударами, реактивными рывками и крестьянским безжалостным дриблингом (в будущем так будет играть Уэйн Руни), таранной манерой игры он, конечно, гораздо больше был похож на вольного казака, чем аристократичный Борис Казаков. А модного изящного Борьку называли в стиляжном стиле «Боб».
Вольный человек. Футбольный мастер, кумир и бурлак. Зарабатывавший на жизнь только игрой. Мальчишкой, кумиром и бомбардиром, пахарем и грузчиком. Не учившийся нигде, кроме средней школы. Трижды женатый и одиноко ушедший из жизни в нищей обшарпанной квартире на бетонно-блочной окраине Самары. 20 сентября 2021 года ему исполнилось бы 84 года…
Анатолий Казаков родился в 1937 году в селе Дороничи Кировской области. После начала Великой Отечественной войны вместе с матерью, братом и сестрой переехал в Челябинск. День Победы Толя встретил на футбольном поле, где днём и ночью пропадал с восьми лет. В шестнадцать лет он становится одним из лидеров челябинского «Авангарда», выступавшего в классе «Б», а затем лучшим бомбардиром оренбургского и куйбышевского СКА.
Незадолго до демобилизации из армии его приглашает в «Крылья Советов» Александр Абрамов. Прямолинейный Казаков, «тащивший» на себя все свои предыдущие команды, невзирая на авторитет Александра Кузьмича, создателя знаменитой «волжской защепки», сразу ставит условие: «Играть в дубле не буду! Только в основе». Абрамов смеётся и соглашается на условие «дикаря». Отметим, что Борис Казаков в то время играл именно в дубле.
В первом же матче за «Крылья» уже в конце сезона 1959 года Анатолий Казаков на 72-ой минуте мощным ударом под перекладину забивает свой первый мяч и приносит куйбышевцам победу. Это случилось 1 октября в Ленинграде, на стадионе имени Кирова, на глазах 50 тысяч болельщиков «Зенита». Партнёрами Анатолия были Николай Кольцов, Виктор Карпов, Вадим Редкин, Альфред Фёдоров, Владимир Бреднев, Галимзян Хусаинов…
В том чемпионате Казаков забил три мяча в шести играх – после «Зенита» он поразил ворота ростовского СКА и киевского «Динамо».
Уже в следующем сезоне «колотушка Казак» с девятью забитыми мячами является лучшим бомбардиром команды. Вот только «Крылья» опускаются в класс «Б» из-за так называемой «республиканской квоты».
Зато в 1961 году Анатолий Казаков становится самым известным человеком в городе Куйбышеве. Воплощением самарского духа. Народным героем старой Самары и рабочей хулиганской Безымянки.
Футбольная дружина со смешным прозвищем «команда лысых», средний возраст которой составлял 22 года, под руководством молодого тренера Карпова громила своих соперников с особым вкусом и особой страстью. Но не сразу. Обладая целым рядом молодых одарённых игроков в группе атаки, в подавляющем большинстве воспитанников любительских клубов Куйбышева и области, «Крылья» решили отказаться от «волжской защепки» в пользу агрессивной наступательной игры. Однако в первых четырёх турах куйбышевская команда, одержав две победы, дважды и проиграла. И 17 июня 1961 года с «подачи» шутника и заводилы Геннадия Широчкина все футболисты «на фарт» решили побриться наголо.
Вечером того же дня болельщики, заполнившие стадион «Динамо», сначала не узнали своих футболистов, а «команда лысых» под смех и аплодисменты трибун разгромила липецкое «Торпедо» со счётом 5:0. Отличились Борис Казаков (трижды), Анатолий Казаков и Владимир Гришин (с пенальти). После этого куйбышевские «Крылья Советов» триумфально выиграли зональный и финальный турниры, став чемпионами РСФСР и вернувшись в высший дивизион советского футбола. В том сезоне «Крылья» забили 80 мячей и только 27 пропустили.
Больше всех наколотил Анатолий Казаков – сразу 26 мячей. И при этом Толя, регулярно теперь вызываемый в сборную РСФСР, постоянно ассистировал своему однофамильцу Борису, на счету которого в том чемпионате было 24 мяча. Став лидером «Крыльев», Анатолий перевозит в Куйбышев из Челябинска всю свою семью: отца, мать, сестру и брата.
В 1962 году щедрость «Казака» не знает границ. Нередко он из выгодных ситуаций предпочитает откатывать мяч Борису, ведущему борьбу за звание лучшего бомбардира элитного чемпионата СССР. В итоге Анатолий отмечается восемью забитыми мячами в своём фирменном стиле после таранного взрывного дриблинга и убийственных страшных ударов, а Борис с 16 мячами занимает второе место в бомбардирской гонке Высшей лиги того времени.
В 1963 году самый результативный тандем в истории куйбышевского футбола продолжает вызывать бешеный восторг на трибунах стадиона «Динамо». Борис Казаков вновь забивает 16 мячей, Анатолий -11.
С 1960-го по 1963 год Анатолий и Борис Казаковы сотворили вместе 120 голов. 59 мячей забил Анатолий, 57 – Борис. Позже «Боб» доведёт число своих забитых за «Крылья» мячей в чемпионатах СССР до 99, а Анатолий — до 72.
В 1964 году Бориса Казакова, едва ли не под конвоем, увозят в ЦСКА. А упрямый, немногословный «Казак» ссорится с Виктором Ивановичем Карповым и уходит в донецкий «Шахтёр». За «горняков» он сыграл всего шесть матчей, повздорил с руководством клуба и, самое горькое, в безобидной ситуации в центре поля, не желая уступать сопернику, сломал ногу. Перелом оказался настолько тяжёлым, что Анатолию настоятельно советовали завершить карьеру игрока.
«Казак» возвращается в Куйбышев, и очень ранимый, жёсткий Карпов прощает одного из самых бесстрашных своих футболистов. «Крылья Советов» в 1964 году побеждают в полуфинале московское «Динамо» 3:2, когда дублем в ворота Льва Яшина навсегда прославляется Анатолий Кикин, а победным мячом с подачи Альфреда Фёдорова отличается Николай Осянин. И полуфинал Кубка, и финал с киевским «Динамо» (0:1) Анатолий Казаков пропустил. Инвалид «Казак» возвращается в большой футбол в самой концовке чемпионата и успевает, заново научившись ходить и бегать, забить четыре мяча в девяти матчах.
Один из этих мячей едва не стал причиной для громкого и грязного скандала. 10 октября 1964 года «Крылья» принимали горьковское «Торпедо». Руководство двух клубов под давлением заводских и партийных начальников договорились сыграть вничью, чтобы горьковчане сохранили прописку в элите советского футбола. До 83-ей минуты скучный «договорняк» шёл по намеченному плану. Пока мяч в центре поля не подобрал Анатолий Казаков. Мучаясь от своей «рабской» роли в этой игре, «Казак» не стал включать «бешеный» дриблинг, а со всей злости с правой ноги нанёс пушечный удар метров с тридцати пяти и едва не порвал сетку ворот где-то в районе «девятки». 1:0!
За две минуты до конца матча защитники «Крыльев» вынуждены были расступиться, чтобы нападающий горьковчан Калашников закатил мяч мимо отвернувшегося от него вратаря Александра Соколова. Двадцать тысяч болельщиков на стадионе «Динамо» стали свидетелями этого позора и проводили футболистов с поля оглушительным свистом и оскорбительными выкриками. С высоко поднятой головой покидал поле только Анатолий Казаков. Всю вину за скандал взял на себя Виктор Карпов, сказавший, что он забыл предупредить «Казака» о «партийном задании»…
Уже в следующем сезоне, в чемпионате СССР 1965 года, Казаков сумел вновь стать лучшим бомбардиром «Крыльев». На пару с Анатолием Жуковым. Жуков поразил девять раз ворота соперников в 30 матчах, «Казак» забил столько же в 24 играх. И вновь сломал ногу…
И опять вернулся. Правда, в сезонах 1966 и 1967 годов «неубиваемый» Анатолий Казаков уже не забивал. Он сделал всё, чтобы солировали Анатолий Жуков и вернувшийся домой в 1967 году Борис Казаков. Но сам, потеряв свой волшебный, неберущийся удар, забить за основную команду больше так и не смог.
Два последних мяча в майке куйбышевских «Крыльев Советов» Анатолий Казаков забил 8 мая 1967 года в Москве в ворота «Торпедо». В матче дублирующих составов. После этой игры он повторил свою фразу, сказанную в сентябре 1959 года Александру Абрамовичу Кузьмину: ««Играть в дубле не буду! Только в основе»…
Последний матч за главную команду города Куйбышева Анатолий Казаков сыграл 26 июля 1967 года. Против злополучного донецкого «Шахтёра». Игра закончилась вничью 1:1. «Крылья» ушли от поражения на 85-ой минуте. Юрий Старков отличился с подачи Анатолия Казакова…
После «Крыльев» ещё были тульский «Авангард», куйбышевский «Металлург», «Политотдел» из Ташкентской области. Потом работа за нищенскую зарплату в детско-юношеских клубах Куйбышева. До пенсии он тренировал подростков на заводе аэродромного оборудования.
Квартиру на Волжском проспекте он оставляет сыну и первой жене. Много пьёт, борется с отчаянием, пустотой и забвением. Побеждает депрессию, женится второй раз. Воспитывает второго сына. Из-за сложного характера рушится и вторая семья, а потом и третья.
И только футбол возвращает его к подлинной жизни. Сотни матчей за ветеранов «Крыльев» и любых других команд, куда его звали. Он переодевался в спортивную форму, прижимал снятую одежду тросточкой и, забывая о переломанных ногах, возвращался в детство. Играл, пока мог играть. Приходил в общественный Музей самарского футбола и говорил о том, как мечтал вырасти в по-настоящему большого футболиста. Как был им до 1964 года…
Рано утром 28 января 2009 года Анатолия Казакова не стало. Он умер во сне. Ему шёл 72 год.
Анатолий Фёдорович Казаков — советский футболист, нападающий и бомбардир куйбышевских «Крыльев Советов». Мастер спорта СССР, чемпион РСФСР (1961). Обладал мощным нацеленным ударом, голевым чутьём, отлично умел выбирать позицию и практически не проигрывал силовые единоборства. В чемпионатах СССР 1960 (11 мячей, класс «А»), 1961 (26 мячей, класс «Б») и 1965 годов (9 мячей, класс «А») — лучший бомбардир «Крыльев Советов». С 1959-го по 1967 год провёл за «Крылья Советов» 192 матча и забил 81 мяч (в чемпионатах СССР 179 матчей и 72 мяча; в Кубке СССР 13 матчей и 9 мячей).
Сергей Лейбград, поэт, журналист, научный руководитель и главный хранитель общественного Музея самарского футбола