110 ЛЕТ САМАРСКОМУ ФУТБОЛУ

«Я научился вам, блаженные слова: Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита», — писал гений русского Серебряного века Осип Мандельштам. А в Самаре в это же время звучали первые футбольные слова и имена первых городских футболистов из команд гимнастического отдела Яхт-клуба и Ученической сборной. Литтли, Андреев, Табинг, Сивинцев, Смирнов, Харитонов, Киттер… Орлов, Шарапов, Кляйгсберг, Варфоломеев, Серебров…

Разве может такое присниться? Разве может такое пропасть? Ах, Самара, кричащая птица, неубитая детская страсть. Мы же были когда-то, мы были. Мы прошли сквозь распад и раскол. В темноте, словно в облаке пыли, проявляются лица и крылья, слышу музыку, вижу футбол…

Футбол в Самаре всегда был сном и преображением обыденности. Объединяющей эмоциональной альтернативой, народной религией и индивидуальной фантазией. Карнавалом, смывающим все различия и обнажающим сердца, превращающим заколдованных повседневностью и политическим режимом безродных чудаков и бедных неудачников в принцев и королей, а толпу и массу — в болельщиков и горожан. Был и неизбежно будет снова и снова…

Удивительным образом сохранившееся в Самаре после всех социальных потрясений, революций, репрессий, войн, государственного и коммерческого архитектурного произвола уникальное городское пространство как будто всё ещё помнит силуэты, голоса, звуки, запахи, походки и тени купцов и дворян, мещан и железнодорожников. Адвокатов и учителей, гласных городской думы и народников. Рабочих и ремесленников. Жандармов и масонов. Учащихся и гимназистов, священников и торговцев, грабителей и подпольщиков. Чудаков и обывателей, героев и провокаторов. Мечтателей и коммерсантов, идеалистов и циников. Свидетелей и влюблённых творцов пронзительного и простодушного самарского Серебряного века. Пока ещё почти случайным образом мерцают здесь забавная эклектика, удивительный модерн, сказочные «васнецовские» теремки и тяжёлые кряжистые дома из «летягинского» красного кирпича. И первоначальный самарский футбол…

Первые «сеятели» великой футбольной игры гуляли по Соборной площади (ныне площадь Куйбышева), ходили на работу, учёбу, в театр и публичные собрания, рестораны и в гости друг к другу по Алексеевской улице (ныне Красноармейская).

Тут на углу Алексеевской и Саратовской (с 1915 года улица Михаила Челышева, а с 1925 года улица Михаила Фрунзе) во Второй мужской гимназии учились, а после учёбы «гоняли в футбол» будущий порученец Василия Чапаева, прославленный Фурмановым, братьями Васильевыми и бесчисленными анекдотами Пётр Исаев (Петька), выдающийся советский актёр и режиссёр Николай Симонов, знаменитый бомбардир, отличник, а потом выдающийся советский онколог Александр Серебров…

А напротив, наискосок от гимназии, на месте, где в середине мрачных 1930-х годов вырос по проекту Василия Сухова конструктивистский Дом промышленности, находился на углу Алексеевской и Дворянской знаменитый Александровский «пятачок».

На площадке, принадлежавшей «частному предпринимателю Александрову», с начала ХХ века зимой заливался платный ледовый каток, а летом выступали передвижные цирковые и театральные труппы, фокусники и музыканты. Здесь же работали зверинцы, появился первый в Самаре кинотеатр-биоскоп «Электротеатр» и был устроен велодром. На «пятачке» проводились футбольные тренировки и неофициальные матчи. Команды состояли из гимназистов, семинаристов, учащихся Коммерческого и Реального училищ, воспитанников преподавателя и «зачинателя самарского футбола» Вильгельма-Августа Иоганна Силландера», а также членов самарского Яхт-клуба.

Именно здесь, а также на противоположном от общественного Музея самарского футбола «рукаве» Соборной улицы во дворе Коммерческого училища пока ещё «полузаконно» зарождался футбол в губернском городе Самаре. До того исторического дня, когда на Вокзальной площади состоялся первый в городе официальный футбольный матч. Есть свидетельства и публикации о футбольных матчах, игравшихся с 1908 года командами железнодорожников, дачников и кротовского Сахарного завода близ станций Самара-Златоустовской дороги на территории губернии. По воспоминаниям очевидцев, своя полноценная футбольная команда в 1910 году уже была у самарского Яхт-клуба. Но настоящий публичный матч по всем правилам ФИФА, основанной 21 мая 1904 года, состоялся в Самаре 11 (24 по новому стилю) сентября 1911 года. Именно эта дата, во многом благодаря архивным поискам замечательного самарского футбольного краеведа Владимира Внукова, отмечается отныне как день рождения самарского футбола… «Первый в Самаре футбольный матч привлек массу любопытных, кольцом окруживших площадку для футбола и с интересом следивших, как переходил огромный мяч от одной команды к другой…», – написала на следующий день, 12 сентября, «Самарская газета для всех». Ученическая сборная, составленная Силландером в основном из учащихся Реального и Коммерческого училищ, а также нескольких гимназистов, сенсационно обыграла гимнастическую команду Яхт-клуба во главе с «опытным инструктором», успевшим поиграть в футбол за команды Санкт-Петербурга, Николаем Харитоновым со счётом 2:0. Порядок немецкого преподавателя победил класс самоуверенных бывалых спортсменов.

Через неделю взрослые «гимнасты» взяли более чем убедительный реванш со счётом 9:0. Но в день рождения самарского футбола торжествовали «самарские ученики». Господин Силландер выступил и в роли рефери исторических матчей…

Чуть выше «Александровского пятачка» на улице Саратовской, где перед деревянными воротами рядом с огромной книгой стоит с «золотым ключиком» бронзовый Буратино работы Степана Карсляна, располагается музей-усадьба Алексея Толстого. В Самаре Толстой вместе с матерью и отчимом постоянно жил с 1898-го до 1901 года и потом регулярно приезжал на каникулы, поступив в Санкт-Петербургский технологический университет. После смерти матери в 1906 году он навещал отчима Алексея Бострома в родном доме до 1910 года. Ещё раз Толстой побывал уже в Куйбышеве в 1942 году. «Красный граф» окончил Самарское реальное училище на перекрёстке улиц Казанской и Успенской (ныне – А. Толстого и Комсомольской).

Училище имени императора Александра Первого открылось в 1880 году в доме купца Ивана Макке. Двухэтажный дом, один из первых каменных домов в Самаре, был построен в 1847 году. 1 января 1851 года в нём прошли торжества по случаю учреждения новой Самарской губернии и первоначально располагались резиденция первого самарского губернатора Степана Волховского и губернское управление. В 1909 году на средства Андрея и Елизаветы Субботиных здание было перестроено в стиле модерн по проекту архитектора Платона Шаманского и стало трёхэтажным. С 1944 года здесь помещалось Суворовское военное училище, одним из его питомцев был известный русский поэт Геннадий Русаков. С 1964 года в доме Макке располагался военно-медицинский факультет Куйбышевского медицинского института. Сейчас на наших глазах разрушающийся оригинальный памятник истории и архитектуры, переживший несколько локальных пожаров, остро нуждается в незамедлительной реставрации.

Самарское реальное училище было первым специальным учебным заведением в городе, выпускники которого имели возможность получения университетского образования по «естественной, инженерной и математической направленности». Среди выпускников училища – единственный советский лауреат Нобелевской премии по химии Николай Семёнов, астроном Леонид Семёнов, архитекторы Дмитрий Вернер, Пётр Щербачёв, Яков Ушаков-Решетников и Василий Сухов, создатель самарского художественного музея Константин Головкин, учёный-энергетик, академик, вице-президент АН СССР Глеб Кржижановский, художники Владимир Аннаев и Александр Волков. И, конечно, Алексей Толстой.

Один из основоположников самарского футбола Вильгельм-Август Иоганн Силландер являлся автором популярного «Немецко-русского словаря к Хрестоматии для преподавания немецкого языка». Первое печатное упоминание о нём в Самаре датируется 1904 годом. В «Адрес-календаре Самары за 1904 год» он значится как преподаватель немецкого языка Самарского коммерческого училища, где он также преподавал «подвижные игры». С 1905 года немецкий язык и «подвижные игры» Силландер преподавал и в Самарском реальном училище. А кроме того давал частные уроки. Газета «Голос Самары» в сентябре 1911 года называла Силландера «организатором футбола в Самаре» и утверждала, что «футбол, посеянный в Самаре преподавателем реального училища г. Силландером, дает уже хорошие плоды (в Самаре 5 команд)».

В 1914 году после начала Первой мировой войны из-за своего немецкого происхождения Вильгельм-Август Иоганн Силландер вынужден был оставить преподавание и покинуть Самару. В 1930-е годы его имя в качестве редактора и составителя появляется в выходных данных хрестоматий по детской литературе для педагогических училищ и сборников по культуре речи, изданных издательством «Учпедгиз». Одна из хрестоматий по детской литературе, которую мне удалось подержать в руках, с упоминанием «сеятеля самарского футбола» В.И. Силландера датируется 1962 годом.

Другим «крестным отцом» футбольной Самары стал Николай Павлович Харитонов — инструктор, создатель, тренер и хавбек футбольной команды гимнастического отдела самарского речного Яхт-клуба. Харитонов прибыл в Самару из Санкт-Петербурга в 1911 году. По его настойчивому ходатайству Самарская городская управа предоставила футболистам участок на Вокзальной площади, где впервые в городе появилось футбольное поле, оборудованное по правилам ФИФА. До 1913 года Николай Харитонов был хавбеком, лидером и руководителем футбольной команды самарского Яхт-клуба. В 1914 году он вернулся в Петроград, где выступал за команду «Кречет».

А одним из первых самарских футболистов, по-настоящему знаменитых на весь город, был участник исторического матча 11 сентября 1911 года Василий Сивинцев. Он родился в Самаре 31 января (12 февраля по новому стилю) 1892 года. В 1911 году становится нападающим команды и секретарём гимнастического отдела самарского Яхт-клуба. Газета «Голос Самары» писала о Сивинцеве в октябре 1911 года: «Хороший бегун г. Сивинцев, быстро опережающий всех, как только мяч попадает к нему». Василий Николаевич участвовал в первых междугородних матчах самарских футбольных команд. 1 (14) июня 1912 года он защищал цвета самарского Яхт-клуба в домашней встрече с санкт-петербургским Лесным коммерческим училищем (3:4). А 12 (25) и 13 (26) августа 1912 года в составе самарского Яхт-клуба играл в первых выездных матчах в истории самарского футбола в Уфе против местной команды «Общества физического воспитания» (3:0, 1:2). В 1913-1914 годах Сивинцев – форвард самарских железнодорожников. Последний прощальный матч в их составе он провёл 11 июля 1914 года с «дачниками» (3:4). С августа 1914 года жил и работал в Симбирске, где создал «Сборную команду Симбирского яхт-клубовского кружка» и являлся её ведущим футболистом до 1916 года. В 1920-е годы был направлен из Москвы в Ташкент для развития физической культуры и спорта. Один из организаторов футбольного клуба «Спартак» (Ташкент), на базе которого в 1957 году был создан ташкентский «Пахтакор». Умер Василий Николаевич Сивинцев в Ташкенте 12 января 1966 года.

В 1914 году в Самаре была учреждена Городская футбольная лига. В первом неофициальном городском турнире приняли участие 9 команд (две команды Второй гимназии, команда Первой гимназии, команда Реального училища, команда Духовной семинарии, команда Общежития, команда Коммерческого училища и команды «Посёлок» и «Железнодорожники»). В первом турнире, организованном Лигой, 19 апреля 1914 года на Вокзальной площади команда «Посёлок» обыграла вторую команду Второй самарской гимназии со счётом 3:1. А победителем турнира стала первая команда Второй («романовской») самарской мужской гимназии.

Первый чемпионат Самары состоялся в сентябре 1914 года. И первым чемпионом также стала команда Второй гимназии, переигравшая 14 (27 по новому стилю) сентября в финале команду железнодорожников со счётом 2:1.

Самым ярким нападающим и лучшим бомбардиром «романовцев» был Александр Серебров. Он родился в 1895 году, с отличием окончил Вторую Романовскую мужскую гимназию №2. В 1913-ом году «романовцы» выиграли все восемь матчей сезона, в том числе у безусловных фаворитов городского футбола – команд Яхт-клуба (4:1) и железнодорожников (2:1), ворота которых защищал легендарный голкипер Виктор Крузе. В 1914-ом году Серебров вместе со своей гимназической командой стал первым чемпионом Самары. В том же году он регулярно играл за сборную Самары. В 1919-1921 годах Александр Иванович Серебров служил врачом в Красной Армии. Окончил Государственный институт медицинских знаний (1924), чтобы в будущем стать директором Ленинградского государственного онкологического института (1942-1965), академиком и основателем научной школы советских онкогинекологов.

Играли в футбол самарцы и при Комуче, и после возвращения в город большевиков. В 1919 году в Самаре создаются Отделение спорта и физического развития Отдела Всевобуча Самарского губернского военкомата, Губернский совет по физкультуре и спорту и Совет физической культуры самарского горисполкома, который занимается, в том числе, проведением соревнований по футболу. В том же году возобновляет свою работу Самарская футбольная лига.

В 1920 году начался шестой чемпионат Самары, прерванный «из-за наступивших холодов». А потом Самарская губерния оказалась в эпицентре страшного, массового, трагического голода. Следующий чемпионат города по футболу состоялся только в 1923 году. Первенствовала в нём команда «Метеор».

Существует легенда (никаких документальных свидетельств её подтверждающих пока нет), что незадолго до Первой мировой войны наивные и смешные «сеятели самарского футбола» мечтали, что однажды мировое первенство, ещё ни разу не проводившееся тогда, состоится в их родном городе в 1918 году. Они мечтали об этом ещё накануне Первой Мировой войны, ещё не зная, какие страшные потрясения ожидают и их, и Россию, и весь мир. Но через сто лет — в 2018 году – чемпионат мира по футболу пришёл в Самару наяву…

Сергей Лейбград, поэт, журналист, научный руководитель и главный хранитель общественного Музея самарского футбола

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *