Стрелок Ворошилов, или Взлетевший с «Крыльями»

«Времена не выбирают. В них живут и умирают», — написал замечательный русский поэт Александр Кушнер. Времена не выбирают, но их всё равно сравнивают. И иногда не только умирают, но и выходят победителями. Конечно, невозможно сравнивать первые послевоенные десятилетия, на которые (особенно после смерти Сталина и недолгого освобождения от страха) пришёлся взлёт отечественного футбола, и циничное нынешнее время. И тот футбол, грубый, осязаемый, страшный и великий, бывший карнавальной, эмоциональной, психологической и просто праздничной человеческой отдушиной, стирающей все социальные барьеры, с прагматичной коммерческой индустрией тоже сравнивать трудно. Впрочем, игра, настоящая игра, настоящая страсть и настоящее мастерство, если они есть, и сегодня смывают все условности и подлоги, возвращая нас в первозданную стихию футбола.

95 лет назад, 15 августа 1926 года, родился выдающийся футболист, легенда советского футбола, внезапный мастер, уникальный снайпер, однофамилец наркома обороны, дитя мучительного, жестокого советского быта и войны… Именно он забил больше всех мячей в официальных матчах лучшему вратарю мира Льву Яшину. Именно он дважды на знаменитом лондонском стадионе «Стэмфорд Бридж» поражал ворота «Челси», который незадолго до этого в 1955 году впервые в своей истории выиграл чемпионат и Суперкубок Англии. Именно он стал «сердцем» беспощадной, оборонительной и контратакующей «волжской защепки» и капитаном куйбышевских «Крыльев Советов» в 1951 году, когда команда Александра Абрамова добилась своего высшего достижения в советской истории, поднявшись на четвёртую строчку в элитном дивизионе страны…

Виктор Ворошилов родился 15 августа 1926 года в селе Всехсвятском под Москвой (сейчас на этом месте находится столичный район Сокол в Северном административном округе). Переехав после начала Великой Отечественной войны в столицу, он был палочкой-выручалочкой своей дворовой команды, забивая мячи с любой дистанции – едва ли не от своих ворот. Но по-настоящему заниматься футболом Виктор стал лишь в пятнадцать лет. В первый год войны у подростка, по 14 часов работавшего токарем на опытном производстве Конструкторского Бюро Илюшин, сил на игру почти не было. Осенью 1942 года он пришёл в футбольную секцию московского стадиона «Юных пионеров». Крепкого, вихрастого, стройного и бесстрашного мальчишку называли то «рязанец», то «американец». Он играл с открытой улыбкой, почти не опуская глаз, поражая тренеров сферическим видением поля, длинными точными передачами на ход партнёрам и невероятным прицельным «артиллерийским» ударом с дальних дистанций. При этом его удары со средних дистанций и из пределов штрафной площади были похожи на выстрелы. Мяч по стремительной прямой траектории летел на высоте одного метра и вонзался в сетку в притирку со штангами. В 1945 году Ворошилова привёл в команду мастеров «Крылья Советов» (Москва) знаменитый лётчик-испытатель Владимир Коккинаки со словами: «Вот вам, мазилы, настоящий снайпер».

Однако проявить себя в столичных «Крыльях» Виктор не сумел. Он видел себя на позиции полусреднего или правого нападающего, а его пытались наигрывать на позиции, говоря сегодняшним языком, опорника. В 1948 году столичные «Крылья» вылетели из Первой группы (Высшей лиги). Ворошилову было уже 22 года, и он очень хотел играть. На сборах в Пятигорске и Сочи его увидел творец «волжской защепки» Александр Абрамов и убедил молодого форварда переехать в Куйбышев. На тренера куйбышевских «Крыльев» произвели сильное впечатление не только феноменальные удары и выверенные передачи Виктора, но и его атлетизм, его способность после потери мяча моментально вступать в отбор и наказывать соперников за ошибки при начале своих атак. Абрамов так хотел заполучить Ворошилова, что в конце 1948 года полетел в Москву, чтобы лично встретиться с родителями будущего плеймейкера, снайпера, пенальтиста и голеадора.

С 1949 года Виктор Ворошилов – второй оттянутый центрфорвард (периодически правый нападающий) куйбышевских «Крыльев Советов», легендарная «восьмёрка», главный ассистент «короля куйбышевского футбола» Александра Гулевского. Ворошилов дебютировал за куйбышевскую команду 17 мая 1949 года. Дебют оказался кошмарным. «Крылья», пытаясь сыграть в Москве со «Спартаком» на встречных курсах, «сгорели» со счётом 0:5. Всю вину за поражение взял на себя тренер Абрамов, который уже в конце этого сезона ошарашит столичных грандов своей «волжской защепкой» и новаторским для того времени агрессивным прессингом на чужой половине поля в отдельные периоды матча.

В чемпионате 1949 года Ворошилов сыграл 27 матчей, к концу первенства стал почти незаменимым игроком основы, а его новая команда вполне достойно завершила сезон на 10 (из 18) месте. Свой первый мяч в элите советского футбола Виктор забил 25 сентября 1949 года в ворота харьковского «Локомотива». «Крылья» победили 2:0.

В 1950 году Ворошилов, живший в Куйбышеве исключительно в гостиницах «Жигули» и «Центральная», становится любимцем местных болельщиков: от заводчан до интеллигенции, от местного начальства до криминальных авторитетов, от артистов до конструкторов. Его удивительные вспарывающие оборону соперников передачи, безупречные пенальти, агрессивный отбор, после которого Гулевский и Смыслов нередко выбегали вдвоём на одного защитника и, прежде всего, дальние удары вызывали аплодисменты на трибунах куйбышевских стадионов — сначала «Локомотива», а потом «Динамо». Особенно восхищала болельщиков нарочитая, артистичная манера Ворошилова – перед ударом он принимал вид древнегреческого атлета и как будто бы всем телом вкладывался в мощный – почти всегда в створ ворот – пушечный удар. Даже когда вратарь отражал мяч, тут же на добивании оказывались Гулевский, Смыслов, Новиков, Синяков.

Связка «Ворошилов – Гулевский» во главе «волжской защепки» вызывала раздражение и восхищение любителей футбола в стране. Беспощадные контрвыпады из «глухой» обороны вынуждали лучшие команды СССР заранее нервничать и играть с опаской и оглядкой. С 1949-го по 1951 год куйбышевские «Крылья» трижды обыгрывали ЦДКА (при двух ничьих и одном поражении). После временного расформирования армейского клуба «Крылья» в 1952 году обыграли ВВС и сыграли вничью с МВО. В чемпионатах 1950–1953 годов в семи матчах с московским «Динамо» куйбышевцы дважды побеждали, четыре раза сыграли вничью и лишь однажды проиграли.

В апреле 1950 года Виктор Ворошилов во второй раз в жизни испытал жуткий всепоглощающий страх. Первый раз – мальчишкой. В 1941 году, когда ему показалось, что разбомбили дом, где в этот момент находилась его мать. А во второй раз, когда его неожиданно вызвали к Сталину. Чуть позже выяснилось, что требует его к себе не «отец народов», а сын генералиссимуса Василий, создававший команду ВВС.

— Ты кем Клименту Ефремовичу будешь? — спросил Василий Сталин Виктора Ворошилова.

— Никем. Однофамилец.

— Меткий. Злой. Бьёшь очень хорошо. Хочешь в мою команду?

— Ммм… — Хочешь? — Хочу…

— Пиши заявление на моё имя.

После этой беседы Ворошилов мимо кабинета, где он должен был написать заявление, сразу побежал в Центральный совет профсоюзного общества «Крылья Советов» и рассказал об этом разговоре. В команду Сталина он очень не хотел. Ему посоветовали моментально, не заезжая к родителям, отправиться в Куйбышев. И ждать…

Прошло несколько месяцев. Перед матчем четвертьфинала Кубка СССР 23 октября 1950 года в Москве с клубом ВВС Виктора Ворошилова пробил холодный пот. На разминке он поймал ехидный взгляд командующего военно-воздушными силами Московского военного округа Василия Иосифовича Сталина. Ворошилов решил играть, как в последний раз. В одном из эпизодов он не позволил вынести мяч из своей штрафной защитнику ВВС (тоже ставшему большим игроком в куйбышевских «Крыльях») Константину Крыжевскому, тот замешкался, развернулся и коряво пробил прямо в Гулевского – футбольный снаряд рикошетом влетел в сетку ворот. «Крылья» победили 1:0.

В раздевалку куйбышевской команды поздравить команду Александра Абрамова пришёл Василий Сталин. В гробовой тишине он подошёл к Ворошилову. «Ну, сукин сын, думаешь, я не помню?! Обыграл Сталина, да? Со мной Симонян так не финтил, Бобров таких фортелей не выкидывал, а ты?! Ладно, играй», — сказал ему сын вождя, если верить воспоминаниям Виктора Фёдоровича.

В чемпионате 1950 года «Крылья» финишировали на седьмом (из 19) месте. Гулевский забил 16 мячей, а «подносчик снарядов» Ворошилов – семь. В 1951 году Ворошилов стал капитаном команды и забил десять мячей в чемпионате, став лучшим бомбардиром «Крыльев». А сами «Крылья» пропустили вперёд себя лишь три команды — ЦДСА, «Динамо» (Тбилиси) и «Шахтёр» (Сталино). Причём третье место куйбышевцы отдали шахтёрам при равенстве набранных очков только из-за поражения в личных встречах (0:1; 0:0).

В начале 1952 года Ворошилова и Гулевского вызывают в сборную Москвы для подготовки к Олимпийским играм в Хельсинки. Обоих куйбышевцев включают в расширенную заявку Олимпийской сборной СССР, но в последний момент «отцепляют» от состава. Как ни странно, но это спасает лидеров «Крыльев» от больших неприятностей.

Во втором раунде 20 июля 1952 года сборная СССР сыграла вничью со сборной Югославии 5:5, отыгравшись с 0:3. В переигровке 27 июля советская сборная уступила югославам со счётом 1:3. Все советские газеты стали «клеймить позором» футболистов и тренеров за поражение от «оппортунистов Иосипа Броз Тито». Начались репрессии. Команда ЦДСА была расформирована, многие футболисты и тренеры были лишены спортивных званий и государственных наград.

Чемпионат СССР в классе А (высшем дивизионе страны) провели всего в один круг среди всего 14 команд. Ворошилов с 4 забитыми мячами вновь стал лучшим бомбардиром «Крыльев», а куйбышевская команда заняла в первенстве 8 место.

Чемпионат 1953 года «Крылья» проводят под руководством помощника Абрамова, бывшего защитника, автора первого гола куйбышевской команды в чемпионатах СССР Петра Бурмистрова. На вторую половину сезона «Крылья Советов» переименовывают в «Зенит». Ворошилов уже безусловный лидер и капитан команды, на его счету 6 мячей и больше десяти голевых передач. Куйбышевский «Зенит» финиширует седьмым и доходит до финала Кубка СССР, обыграв по пути московские «Торпедо» (1:0) и «Локомотив» (2:0). В финале куйбышевцы в упорнейшей и абсолютно равной игре уступили (0:1) столичному «Динамо».

В 1954 году Виктор Ворошилов забивает свой первый мяч Льву Яшину (из восьми, по другим данным из семи забитых им будущему вратарю сборной мира). Это случилось на стадионе «Динамо» в Куйбышеве 13 сентября 1954 года. На 29-ой минуте матча Ворошилов пробивал в ворота Яшина пенальти со стороны Петропавловской церкви. Как вспоминал мой отец, капитан «Крыльев» перед ударом обменялся репликами с Яшиным, улыбнулся и аккуратно вколотил мяч под штангу на высоте одного метра. Судья почему-то потребовал перебить пенальти. Ворошилов также спокойно повторил свой удар – в тот же угол и на той же высоте. Лев Яшин оба раза прыгал в противоположный угол. Тем не менее, динамовцы тогда победили 3:1. Чемпионат 1954 года оказался сложным и противоречивым для «Крыльев». Ушёл в «Торпедо» Гулевский, и Ворошилову пришлось быть и главным конструктором игры, и главным завершителем атак. Капитан «Крыльев» в итоге стал с 8 мячами лучшим бомбардиром команды, занявшей в классе А лишь 11 место (из 13). За Ворошиловым уже «охотятся» столичные «Спартак», «Динамо» и «Локомотив». В августе он привлекается к матчам за сборную Москвы, затем выезжает в турне «Спартака» по Бельгии и Англии. 26 сентября Ворошилов выходит на поле в Будапеште и забивает мяч в первом матче второй сборной СССР против сборной Венгрии (3:0). В 1955 году «Крылья» впервые покидают элитный дивизион советского футбола, заняв 11 место (из 12), ниже оказался только минский «Спартак». Ворошилов отыграл все матчи без замен и опять стал лучшим бомбардиром команды (7 мячей). 11 сентября 1955 года он вывел «Крылья» с капитанской повязкой на первый международный матч клуба со сборной Индии (4:1). По окончании сезона Ворошилову за «выдающийся вклад в развитие советского футбола и пропаганду физической культуры» было присвоено звание «Заслуженного мастера спорта СССР». Прожив почти семь лет в куйбышевских гостиницах и став в нашем городе «всесоюзно знаменитым игроком», Виктор Ворошилов женится на москвичке и переходит в столичный «Локомотив».

За «железнодорожников» Ворошилов будет играть до 36-летнего возраста, наденет капитанскую повязку, забьёт ещё семь мячей Льву Яшину, завоюет Кубок СССР в 1957 году и «серебро» чемпионата СССР 1959 года. Будет регулярно выезжать в международные турне в составе московских «Динамо», «Спартака» и ЦСКА. И забивать, забивать и забивать. 11 ноября 1957 года, играя за столичных армейцев, он дважды забьёт «Челси» на «Стэмфорд Бридж». ЦДСА разгромит лондонцев, двумя годами ранее впервые завоевавших чемпионство и Суперкубок Англии, со счётом 4:1.

В чемпионате СССР 1961 года 35-летний Ворошилов станет лучшим бомбардиром «Локомотива» с двадцатью забитыми мячами…

Виктор Фёдорович Ворошилов — выдающийся советский форвард и бомбардир. Капитан куйбышевских «Крыльев Советов» и московского «Локомотива». Мастер спорта СССР (1953). Заслуженный мастер спорта СССР (1955). Финалист (1953) и обладатель Кубка СССР (1957). Невероятно моторный, с резким стремительным стартовым рывком, Ворошилов владел длинным проникающим пасом и сокрушительным по силе и точности ударом с любой дистанции. За куйбышевские «Крылья Советов» (1949 – 1955) сыграл 185 матчей и забил 48 мячей (в чемпионатах СССР — 167 матчей и 43 мяча; в Кубке СССР – 17 игр и 5 мячей). С 1956-го по 1962 год – форвард и капитан столичного «Локомотива», за который провёл 191 матч и забил 69 мячей (в чемпионатах СССР — 177 матчей и 65 мячей; в Кубке СССР 14 игр и 4 мяча). По одному матчу сыграл за сборную СССР (30 августа 1958 года отличился голом в ворота сборной Чехословакии) и Олимпийскую сборную страны. Регулярно приглашался выступать за лучшие клубы СССР в международных турне. Член символического клуба имени Григория Федотова, как автор 117 голов в высшем дивизионе чемпионата СССР и розыгрыше Кубка страны. Четыре раза входил в список 33 лучших футболистов СССР, в 1958 году был признан лучшим правым нападающим страны. Его имя увековечено на Аллее Славы московского стадиона «Локомотив». После завершения карьеры игрока работал тренером в столичном «Локомотиве», донецком «Шахтёре» и детско-юношеской школе «Локомотива», был избран президентом «Футбольного клуба ветеранов России». Награждён орденом «Знак почёта» и медалью «За заслуги перед Отечеством».

Умер Виктор Фёдорович в Москве 5 марта 2011 года на 84-ом году жизни.

Сергей Лейбград, поэт, журналист, научный руководитель и главный хранитель общественного Музея самарского футбола

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *