КИКА — УКРОТИТЕЛЬ ЛЬВА

Безобразный, ужасный, чудесный// век прошедший, ты мне всё родней.// Машет крыльями ангел небесный,// задыхаясь во мраке полей… Вы будете смеяться, а я буду плакать. А что же вы мне еще прикажете делать, мне, четырехлетнему мальчику, застывшему у бровки переполненного стадиона «Динамо», взирающему как низкорослый и очень крепкий человечек со странным именем Кика фантастически стремительно убегает от огромного защитника и, резко смещаясь в центр, вколачивает футбольный мяч в створ ворот? Моё детское сердце стучит от радости так громко, что я не слышу даже ревущих от счастья за моей спиной трибун. Вы смейтесь, потому что это смешно. А я поплачу. Ведь в истории наших провинциальных «Крыльев» должны были быть не только герои, жертвы и злодеи. Но и ангелы. Такие, как наш Чаплин, Тёркин, Чонкин, Швейк из черно-белого немого кино, с заводской куйбышевской окраины. Кика. Кикин. Левый нападающий Анатолий Кикин.

Анатолий Кикин родился 3 ноября 1940 года в Куйбышеве, в рабочем бараке на 116 км. Страшный голод, нищета и изнурительный труд очень рано отняли у него отца. В семье было 8 детей, из которых войну и первые послевоенные годы пережили лишь два брата Кикиных. И мама, опекавшая своих детей до последнего вздоха. Толя до самозабвения занимался легкой атлетикой, волейболом и футболом, мечтал стать рекордсменом по бегу на короткие дистанции. Но его настоящей родиной стал футбольный пустырь. Там он стал Кикой, там он обрёл свои ангельские крылья. Там его заметил тренер Леонид Солодовников и сделал футболистом.

Сразу после школы хулиганистого, но доброго Толю приняли на должность оператора в цех № 8 Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода, чью честь он защищал сначала на беговой дорожке, а потом и на футбольном поле, «в лёгкую» убегая от защитников и забивая мяч за мячом. В 1959 году старший тренер «Крыльев» Александр Абрамов с подачи того же Солодовникова зачисляет Кикина в дубль, а в 1960 году отправляет на стажировку в сызранский «Нефтяник» к Ивану Ширяеву.

Сезоны 1960 и 1961 года Анатолий Кикин провёл в классе «Б». Вместе с Юрием Капсиным и Анатолием Жуковым. В 1961 году в класс «Б» угодили и «Крылья Советов». И уже тогда Кикин стал добрым ангелом самой главной своей команды. За путевку в класс «А» вместе с обновлёнными «Крыльями» долгое время боролся и сталинградский «Трактор». Взлететь в Высшую лигу куйбышевцам помог, в том числе, и Кикин. Его гол в ворота сталинградских «трактористов» отбросил конкурентов «Крыльев» на 3 место.

Скромного, простоватого, но неординарного и непредсказуемого нападающего заметил Виктор Карпов и решил дать ему шанс в большом футболе. 12 июня 1962 года Кика, как звали его в команде, дебютировал в элите советского футбола и сразу же отметился голом. Первой «жертвой» отчаянно убегающего от защитников дебютанта стал вратарь столичного «Динамо», дублер Льва Яшина Владимир Беляев. Очень скоро придёт время доставать мячи из сетки своих ворот после ударов невесть откуда взявшегося Кикина и самому Яшину…

Александр Соколов, Евгений Майоров, Юрий Капсин, Геннадий Сарычев, Борис Вальков, Владимир Гришин, Альфред Федоров, Борис Кох, Анатолий Жуков, Николай Осянин… А чуть раньше и чуть позже ещё и Борис и Анатолий Казаковы. Именно в этой самобытной команде Карпова Кика стал укротителем Льва. Именно в этой невероятной команде, состоящей на 90 процентов из глухих куйбышевских провинциалов, он испытал подлинный и неподражаемый триумф. Это случилось 7 сентября 1964 года в присутствии сорока двух тысяч зрителей, расположившихся на трибунах знаменитых московских «Лужников». В этот день московское «Динамо», действующий чемпион страны, встречалось в полуфинале Кубка СССР по футболу с куйбышевскими «Крыльями». Никто, кроме старшего тренера провинциальной команды Виктора Карпова и его упрямых местных воспитанников, не сомневался в победе прославленного московского клуба. А ещё на чудо надеялись 12 тысяч куйбышевских болельщиков, приехавших поездами и электричками поддержать свою родную команду. И чудо случилось. В конце первого тайма, на 42-ой минуте, при счёте 0:1 (счёт открыл динамовец Валерий Маслов), капитан «Крыльев» Альфред Фёдоров длинной кручёной передачей вывел на удар Анатолия Жукова. Мощный удар форварда Яшин отбил далеко перед собой, но Кика, опередив защитника Глотова, первым же касанием вколотил мяч в ворота уже беспомощного Льва Яшина.

А сразу после перерыва, на первой минуте второго тайма, Кикин, откликнувшись на пас Владимира Гришина, убежал по левому флангу, затем, как реактивный трактор, сместился в центр, прорвался с мячом до линии штрафной площади и, не глядя, пробил в притирку с левой штангой, застав врасплох вратаря сборной мира. «Динамовцы» явно «поплыли». И ещё через три минуты Николай Осянин, сыграв в «стеночку» с Борисом Кохом и Альфредом Фёдоровым, коварным ударом с острого угла заставил великого голкипера в третий раз доставать мяч из сетки ворот. Только в последние пятнадцать минут динамовцам удалось прижать «Крылья» к воротам Александра Соколова. Однако куйбышевцы остро контратаковали и едва не увеличили своё преимущество в счёте. Как сообщал в своём отчёте «Советский спорт», «Кох, Осянин, Жуков и Кикин на большой скорости шли вперед, демонстрируя хитроумные финты, неожиданные передачи, сильные удары по воротам. Л. Яшину пришлось трудиться в поте лица и то, что волжане не отличились в четвертый-пятый раз – заслуга прославленного голкипера».

На 79-ой минуте после спорного пенальти капитан «Динамо» Эдуард Мудрик сокращает счёт до минимума. «Динамо» прибегает к откровенному навалу, но куйбышевские футболисты самоотверженно защищаются, блокируя почти все удары соперников. А с опасным «выстрелом» Игоря Численко в самой концовке игры в акробатическом прыжке справляется Соколов. 3:2! «Крылья» в финале, Кикин становится покорителем Льва!

О куйбышевском самородке, забившем два мяча Яшину в течение четырёх минут, пишет всесоюзная пресса. Один из журналистов даже написал, что после второго пропущенного от Кикина мяча на глазах обладателя «Золотого мяча» для лучшего футболиста Европы появились слёзы…

Как же обидно, что «Крылья» уступили в финале киевскому «Динамо» (0:1). Победы и кубки от киевлян никуда бы не делись, а «Крылья» тогда могли стать первой отечественной командой, выступившей в розыгрыше Кубка обладателей кубков европейских стран…

В 1965 году немногословный и по гайдаевски остроумный человек теряет голову от любви. Свою Таисию он обожал как кавалер де Грие Манон Леско. В 1967 году у них родился сын Алексей, для которого он не жалел ничего и ничего не требовал, молчаливо переживая сыновьи метания и азартные страсти. А потом также чистосердечно и молчаливо любил свою внучку. И до конца своих дней окружал себя портретами Таи, ушедшей из жизни на несколько лет раньше его… Мастер спорта СССР Анатолий Кикин выступал за «Крылья» под одиннадцатым номером на протяжении семи сезонов, сыграв в чемпионатах СССР 117 матчей и забив 14 мячей. Еще пять мячей левый нападающий забил в 19 кубковых встречах и четыре мяча в 14 международных матчах. А сколько мячей были забиты после его прострелов и навесов Борисом и Анатолием Казаковыми, Николаем Осяниным и Анатолием Жуковым?!.. Последним матчем, сыгранным Кикиным за родные «Крылья», стал кубковый поединок с ашхабадским «Строителем» 28 июня 1968 года.

В конце своей карьеры игрока Анатолий Кикин стал любимым персонажем болельщиков куйбышевского «Металлурга» и тольяттинского «Торпедо», где выступал под руководством эстета, философа и правдоруба Альфреда Федорова. Без футбола Кикин своей жизни не представлял. Повесив бутсы на гвоздь, он учится в волгоградском институте физкультуры, а затем заканчивает Высшую школу тренеров. В 1989-1993 годах помогает Виктору Антиховичу тренировать «Крылья Советов». Короткое время – с апреля по май 1994 года – Кикин исполнял обязанности главного тренера «Крыльев». Однако добрый, застенчивый, молчаливый человек, бесстрашно «вспарывавший» оборону любого грозного соперника, так и не смог стать футбольным диктатором. Он вновь становится помощником Антиховича – в троицкой «Носте», сочинской «Жемчужине» и казанском «Рубине».

Последние годы Анатолий Кикин работал юношеским и детским тренером на «Юните». Как ребенок, он всю жизнь собирал и вклеивал в альбомы все вырезки, касающиеся «Крыльев» и любимых им звезд мирового футбола. Несмотря на больное сердце, заслуженный ветеран «Крыльев Советов» часто приезжал в Музей самарского футбола и выращивал розы на своей даче, чтобы дарить их соседям и первым встречным людям. Улыбающимся или печальным. Он всё время ждал и дожидался футбольной весны. В 2012 году она пришла очень поздно. Но и в этот раз он выстоял, несмотря на больное сердце и рак лёгких. И 27 марта покинул нас навсегда. Нет, нет, не навсегда…

Этот смешной, молчаливый, невысокий человек с растерянной виноватой улыбкой и застенчивым, лукавым, почти детским взглядом всегда будет настоящей и одной из самых счастливых легенд Самары. Именно он, коренной куйбышевец, простой заводской мальчик с трагической судьбой, прославил футбольную команду «Крылья Советов» на всю страну, заставив теряться, а потом недоуменно восклицать самого Льва Яшина: «Да что же это за чудо мне забивает?». Два мяча, пропущенных от Кики в полуфинале розыгрыша Кубка СССР, лучший вратарь мира помнил всю жизнь. И при личной встрече после слов Анатолия Михайловича «Лев Иванович, кто вам забивал два гола за пять минут?» дарил заслуженному ветерану «Крыльев Советов» то журнал с автографом, то книгу своего друга Пеле…

Дерзко, страстно, ярко, дико,

было здорово настолько!

И неслось с трибуны «Кика»,

И летел по флангу Толька.

Он играл и жил от нерва,

Был безбашен и бесстрашен.

Пусть в скрижалях он не первый,

Но его запомнил Яшин.

Он изведал жизни горькой,

Он вкусил игры красивой.

Чаплин, Чонкин, Швейк и Тёркин,

остроумец молчаливый.

Ты пример единоверца —

всем снобам, жлобам и прочим.

Ты лежал с пронзённым сердцем,

задыхаясь влажной ночью.

Крылья сломаны? Не лгите,

час придёт ещё рассветный.

Кика, Кика, укротитель

Льва, наш ангел беззаветный…

Сергей Лейбград, поэт, журналист, научный руководитель и главный хранитель общественного Музея самарского футбола

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *