Портрет артиста в рамке ворот

«Крылья Советов», костяк которых составили молодые и амбициозные воспитанники футбольной школы «Чертаново» и тренера Игоря Осинькина, побили в минувшем сезоне сразу несколько рекордов второго по силе дивизиона России. Забили 100 мячей, набрали 101 очко, одержали 11 побед подряд, а лучший бомбардир команды Иван Сергеев наколотил в первенстве ФНЛ 40 мячей. А ещё чемпионы ФНЛ дошли до финала Кубка России, переиграв по пути волгоградский «Ротор», подмосковные «Химки», столичное «Динамо» и грозненский «Ахмат». Обидное поражение от московского «Локомотива» в решающем матче за Кубок страны до слёз, которые в прямой трансляции увидела вся Россия, огорчило игроков и болельщиков самарской команды. Но ещё большую тревогу вызывает пока будущее «молодой банды чертенят», привезенных вместе с их тренером в Самару агентом Павлом Андреевым. Кто из них останется в «Крыльях», в третий раз за последние семь лет возвращающихся в отечественную Премьер-Лигу?..

60 лет назад молодая куйбышевская «команда лысых» триумфально выиграла чемпионат РСФСР, турнир в Первом дивизионе СССР (классе Б) и на одном дыхании вернулась в Высшую лигу. Правда, перед тем сезоном 1961 года главным тренером «Крыльев» стал её недавний капитан, воспитанник куйбышевского футбола, заслуженный мастер спорта СССР Виктор Карпов, возглавлявший команду потом ещё восемь лет. А основную обойму клуба составили сразу тринадцать местных футболистов. Среди них — Борис Казаков, Борис Вальков, Альфред Фёдоров, Владимир Гришин, Геннадий Широчкин…

Одним из ярких представителей самой талантливой в истории клуба плеяды куйбышевских футболистов, воспитанников местного футбола, поколения «детей войны и тыла» и общественно-политической оттепели был удивительный человек и вратарь Александр Соколов. Кстати, единственный, кто из игроков «Крыльев» не постригся наголо 17 июня 1961 года. «Кто-то же должен был сохранить голову на плечах», — шутил Александр Сергеевич Соколов. «Да, я не Пушкин, но точно Александр Сергеевич», — приговаривал он, блуждая со мной по Музею самарского футбола.

«Моих грехов разбор отложим до поры, вы оцените красоту игры». Эти слова Юлия Кима из песни, написанной к телевизионному сериалу Марка Захарова «Двенадцать стульев», лучше всего характеризуют судьбу, органическую природу и характер голкипера, денди, балагура, рассказчика, художника, любителя джаза и рок-н-ролла, любимца богемы, дружившего со многими самарскими поэтами. «Ох, артист!», — то одобрительно, то грозно и осуждающе, то влюблённо и восторженно говорили ему тренеры куйбышевской команды Абрамов и Карпов, друзья и партнёры, болельщики и поклонницы…

Он страстно и беззаботно любил игру и творчество, слишком часто забывая о результате. Закончив музыкальную школу в Чапаевске, всю жизнь музицируя, рисуя, сочиняя шутливые миниатюры, он так и не стал музыкантом, художником и литератором. Учась в трёх куйбышевских институтах (политехническом, строительном и педагогическом), он так и не получил высшего образования. Пережив множество любовных историй и приключений, он едва не остался один на один с болезнью и старостью. Впрочем, женщины, искусство и хмельное вдохновение не покинули его до последнего вздоха. За несколько недель до смерти он интересовался у меня отличиями соц-арта от концептуализма и музыкой композиторов-минималистов Наймана и Гласса.

Он и профессиональным футболистом себя не считал. «То, что приносит удовольствие, не может быть профессией. Во всяком случае, пока приносит удовольствие», — иронично замечал заслуженный ветеран «Крыльев». Трёхкратный мастер спорта СССР (чемпион РСФСР, финалист кубка СССР 1964 года и полуфиналист Кубка СССР 1965 года), как шутливо говорил о себе Александр Соколов, родился 14 марта 1939 года в учительской семье. Его мама даже удостоилась звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». Всё детство Саша занимался в музыкальной школе, рисовал, сочинял и рассказывал товарищам небылицы, играл в баскетбол и в футбол в юношеской команде чапаевского «Химика».

Высокого, стройного, насмешливого студента политехнического института создатель и главный тренер «Крыльев» Александр Абрамов заметил на баскетбольной площадке. «Соколик» на глазах восторженных однокурсниц совершал акробатические прыжки, изящно ловил улетающие за пределы площадки мячи, перехватывал передачи противников и защищал корзину от точных бросков. Александр Кузьмич подозвал 19-летнего балагура к себе и предложил ему попробовать себя в дубле «Крыльев Советов» в качестве вратаря. «Дядя, вы шутник!», — не слишком уважительно парировал долговязый студент, но увидев восторженные взгляды барышень, тут же извинился и согласился…

С 1958 года Александр Соколов защищал ворота дубля «Крыльев», а 13 мая 1960 года дебютировал в главной куйбышевской команде в Москве в матче чемпионата СССР против столичного «Спартака». Несмотря на два пропущенных мяча, молодой вратарь несколько раз удостоился аплодисментов болельщиков за артистизм и акробатические прыжки, благодаря которым он вынул из углов своих ворот несколько, казалось бы, неберущихся мячей. Ещё ярче Соколов проявил себя в следующем матче в Киеве против знаменитого местного «Динамо». Благодаря выдающейся реакции и прыгучести Соколова, «Крылья» сенсационно разгромили хозяев поля со счётом 3:0. В конце встречи он откровенно начал играть на публику, ловя мячи, пролетающий мимо ворот, совершая дополнительные кульбиты и кувырки, но при этом «намертво» фиксируя мяч. Настроение Соколова передалось и его партнёрам. Как писал в «Советском спорте» корреспондент Галинский, «игра волжан была настолько напориста и красива, что зрители несколько раз устраивали овацию гостям».

«Да, я играл на публику! А на кого же мне ещё было играть? Только для публики и вдохновения», — признавался мне седовласый, но по-прежнему неисправимо шутливый ветеран.

В 1961 году уже под руководством Виктора Карпова артистичный и своенравный голкипер, знаток музыки, литературы и живописи, становится чемпионом РСФСР, а в 1964 году финалистом Кубка СССР. В полуфинале «Крылья» со счётом 3:2 красиво переиграли в гостях московское «Динамо», ворота которых защищал лучший вратарь Европы Лев Яшин.

О триумфальном полуфинале 1964 года в Музее самарского футбола свидетельствуют гетры и часы участников того матча Евгения Гецко и Геннадия Сарычева. И, конечно, одна из главных музейных «святынь» – вратарские перчатки Александра Соколова. После победы «Крыльев» над московским «Динамо» великий Лев Иванович Яшин, единственный из вратарей обладатель «Золотого мяча» лучшего игрока Европы (1963), подошёл к худощавому, долговязому голкиперу куйбышевской команды Александру Соколову. «Смеёшься, сынок. Думаешь, можешь играть лучше вратаря сборной мира? Ну-ка дай мне, парень, свои перчатки, ты их, кажется, намазал чем-то», – сказал Яшин, грозно приближаясь к киперу «Крыльев», как вспоминал лукавый и остроумный Соколов. «Лев Иванович, – убегая от самого знаменитого футболиста страны, – ответил Александр Сергеевич, – в этих перчатках я был лучше, пусть и всего один раз, самого Яшина, на них в Куйбышеве молиться будут, как на святые мощи». Эти перчатки вместе со своими акварелями Александр Сергеевич Соколов подарил Музею самарского футбола за полгода до своей смерти в 2017 году… Если с 1960-го по 1963 год в воротах «Крыльев» попеременно играли Александр Соколов и Николай Карасёв, то весь 1964 год у куйбышевской команды был один спаситель – артист-виртуоз Соколов. Он сыграл без замен все 32 матча чемпионата СССР в Высшей лиге и четыре из пяти в Кубке СССР.

После яркой, результативной, сумасшедшей победы над московским «Динамо» куйбышевский клуб ожидал финала с «Динамо» киевским. Виктор Маслов создал гармоничную, мощную, оригинальную команду, которая вскоре (с 1966-го по 1968 год) выиграет три подряд чемпионата СССР, а её лидеры – Виктор Банников, Вадим Соснихин, Василий Турянчик, Йожеф Сабо, Фёдор Медвидь, Олег Базилевич, Виктор Каневский, Андрей Биба и Виктор Серебрянников – надолго запомнятся не только советским любителям футбола. «Крылья» готовились к финалу на базе московского «Спартака» в Тарасовке. Как рассказывали мне в стенах Музея самарского футбола главный тренер куйбышевской команды Виктор Карпов и участники того исторического матча Юрий Капсин, Анатолий Кикин, Борис Кох и Александр Соколов, посмотреть на подготовку к игре амбициозных провинциалов приезжал заместитель председателя Федерации футбола СССР Владимир Мошкаркин и, между прочим, проговорился: «Жаль, но не получится у вас выиграть Кубок. Куйбышев из-за авиационных и секретных военных производств – город, закрытый для иностранцев. А наша Федерация на будущий год впервые получит право выставить клуб на розыгрыш Кубка обладателей Кубков европейских стран. Так, что сами поймите»… По словам Виктора Ивановича Карпова, никаких распоряжений он не получал. Наоборот, команда, обиженная на слова Мошкаркина, отчаянно настраивалась на, возможно, главный матч в своей жизни. Вместо спокойной, дозированной подготовки футболисты накануне финала тренировались до позднего вечера. И «перегорели». Впрочем, расстроенные болельщики «Крыльев» после игры были уверены, что их команду «задушили».

27 сентября 1964 года значительно больше половины зрителей, а их в «Лужниках» собралось тогда 90 тысяч, болели за куйбышевские «Крылышки». И подопечные Виктора Карпова сразу после стартового свистка Тофика Бахрамова (того самого, что потом будет линейным арбитром в финале чемпионата мира 1966 года) в первые 15 минут, прессингуя и стелясь в подкатах, заставляли ошибаться своих именитых соперников. На 4-ой минуте после навеса Владимира Гришина из убойной позиции бил головой Анатолий Жуков – выручил Банников. А на 17-ой минуте «народный защитник» «Крыльев», пенальтист, обладавший поразительной силы ударом с любой дистанции, любимец куйбышевской торсиды Гришин (его жизнь оборвалась при невыясненных обстоятельствах в 1967 году, когда мастера спорта СССР отлучили от футбола за увлечение алкоголем) неловко выбил мяч прямо на ногу Каневскому, и тот с близкого расстояния поразил сетку ворот Александра Соколова.

Соколов, «вытащивший» в той игре несколько «мёртвых» мячей и не допустивший ни одной ошибки, винил в поражении себя. «Я не спас, у меня было вдохновение, но я не спас. Гениальный вратарь выручил бы. Значит, я не гений в рамке ворот, так, мелкий талант», — грустно улыбаясь, вспоминал Соколов. И смеялся, чтобы не заплакать…

Этот обидный гол оказался в той упорной игре единственным. В 1965 году Советский Союз в Кубке обладателей Кубков европейских стран представляло киевское «Динамо»… Разочаровавшись в собственной футбольной гениальности, вратарь, которому предрекали приглашения в именитые клубы и в сборные команды страны, стал терять интерес к футбольному творчеству на тренировках. А без вдохновения и удовольствия, которое он хотел приносить болельщикам, играть было уже не интересно.

В 1965 году сменщиком Соколова становится Геннадий Агуреев. Александр Сергеевич «выдал» ещё несколько, в своём стиле, блестящих матчей. В полуфинале Кубка СССР Агуреев в первом тайме пропустил от московского «Спартака» три мяча и «поплыл». На второй тайм вышел Александр Соколов. В нём вновь проснулся акробат-артист. Несколько раз он в размашистых пластичных прыжках отразил удары под перекладину и в девятку Валерия Рейнгольда и Юрия Севидова. Вскоре Анатолий Казаков один мяч отквитал. И хотя великий экс-крыльевец Галимзян Хусаинов добил футбольный снаряд в ворота «Крыльев» после очередного спасения Соколова, куйбышевцы едва не переломили ход полуфинала. Даже несмотря на то, что гости остались вдесятером – на носилках унесли с поля Анатолия Казакова. В следующем эпизоде на 70-ой минуте игры Соколов бесстрашно бросился в ноги Хусаинову и, рискуя получить травму, своими огромными руками выбил мяч прямо на Бреднева. Быструю контратаку куйбышевской команды точным ударом завершил Анатолий Жуков. «Крылья» прижали «Спартак», но отыграться у подопечных Карпова сил и времени всё-таки не хватило…

Последний матч в составе «Крыльев Советов» Александр Соколов провел 2 июня 1966 года в Кутаиси против местного «Торпедо» (0:2). Александр Сергеевич Соколов с 1960-го по 1966 год сыграл за «Крылья Советов» более 130 матчей, 105 из них в чемпионатах Высшей лиги СССР.

После «Крыльев» Соколов недолгое время защищал ворота «Металлурга» (Тула) и «Металлурга» (Куйбышев). Работал помощником главного тренера тольяттинского «Торпедо» Альфреда Фёдорова.

До конца жизни он рисовал, создавал странные и наивные художественные инсталляции и скульптуры, слушал джаз и современную авангардную музыку, выпивал, влюблялся и шутил, долго болел и всё равно шутил и рассказывал небылицы. И снова шутил. Чаще всего над самим собой.

Его не стало 17 августа 2017 года. Попрощаться с ним на улицу Мичурина в Самаре пришло всего около тридцати человек. Мы вспоминали его игру и его шутки. А потом долго и упрямо аплодировали ему вслед. Как истинному и искреннему артисту…

Сергей Лейбград, поэт, журналист, научный руководитель и главный хранитель общественного Музея самарского футбола

  • 1 Responses to the post:

  • Борис
    at 22:03

    В последние годы, я часто встречал Александра Соколова в сквере Мичурина, недалеко от дома, где он жил.

  • Добавить комментарий для Борис Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *