Король куйбышевского футбола

Самарские «Крылья Советов» уступили и в четвёртом своём финале Кубка страны. 12 мая 2021 года в Нижнем Новгороде симпатичная команда Игоря Осинькина, показав смелый, размашистый, атакующий и комбинационный футбол, всё-таки проиграла столичному «Локомотиву» со счётом 1:3. Из-за обидных и грубых ошибок защитников. При этом «Крылья» впервые забили в решающем кубковом матче. До этого они трижды (в 1953, 1964 и 2004 годах) уступали своим соперникам 0:1. Первый самарский мяч в финале забил в результате изящной, быстрой и остроумной комбинации воспитанник московской школы «Чертаново», уроженец города Большой Камень в Приморском крае Владислав Сарвели после тонкого паса пяткой Ивана Сергеева и нацеленного прострела Дениса Якубы…

Исторические сравнения, как и любые сравнения вообще, конечно же, хромают. Но эмоциональные рифмы связывают события и эпохи, воскрешая, возвращая, соединяя, казалось бы, навсегда разорванные времена и биографии.

Куйбышевские «Крылья Советов», вошедшие в память и сознание болельщиков всей страны, как «гроза авторитетов» и «кубковая команда», невозможно представить без феноменального футболиста и человека. Без буквально обожаемого в родном городе «короля футбола», «истребителя Гули», выдающегося местного воспитанника, голеадора Александра Гулевского.

О нём рассказывали легенды, мифы, притчи и анекдоты в духе «Одесских рассказов» Бабеля и «Случаев» Хармса. В них футбольный герой представал то романтическим Дон Жуаном, окруженным самарскими красавицами, то фольклорным Иваном-царевичем, то лукавым футбольным разбойником. Придумывали, что он происходил из казачьего рода и был чуть ли не потомком Емельяна Пугачева. Это не мешало другой версии, согласно которой он происходил из старинного дворянского рода. В годы страшного сталинского террора шептались, что дед Гулевского был раскулачен, а его родители бежали в Самару от принудительной ссылки и голода. Послевоенные самарские бандиты утверждали, что они лично опекали и защищали лучшего бомбардира «Крыльев». Якобы они в троекратном размере вернули ему украденные из кармана футболиста деньги, полученные им за выход в финал Кубка СССР 1953 года. А когда у Гулевского из раздевалки пропали плащ и зонтик, болельщики подарили ему сразу три зонтика и три модных плаща. «Гуля, ты должен играть, а не расстраиваться», — будто бы сказал бомбардиру авторитетный куйбышевский болельщик. Покровительствовали Гулевскому и партийные начальники, и милиция, и заведующие магазинами и ресторанами, и артисты драмтеатра, и уникальный доктор, академик Аминев. Обо всех этих забавных, чаще всего, «художественных» историях и футбольных сказках мне сначала поведал мой отец, а позже племянник знаменитого форварда, передавший Музею самарского футбола роскошный, по его словам, деревянный радиоприемник с изображением Ленинграда – подарок своего прославленного дяди. На самом деле доподлинно известно только то, что будущий выдающийся советский футболист, тренер, мастер спорта СССР, заслуженный тренер Украинской ССР, легендарный центрфорвард и бомбардир «Крыльев Советов» родился 18 марта 1928 года в селе Кривое Озеро Красноярского района Самарской области. В 1932 году он вместе с семьёй переехал в Самару.

Ещё до Великой Отечественной войны Саша Гулевский начал заниматься футболом в куйбышевском «Динамо» у замечательного детского тренера Михаила Сенина. Того самого, что позже откроет уникальные таланты Галимзяна Хусаинова и Бориса Казакова.

Во время войны подросток Гулевский работал на обувной фабрике, а позже на заводе имени Масленникова и всё свободное время играл в футбол. Весной 1947 года стройного, мощного, прыгучего, стремительного, как комета, нападающего, забивающего «акробатические» голы ударами слёту, заметил главный тренер «Крыльев» Александр Абрамов.

2 мая 1948 года Гулевский дебютировал за «Крылья» на куйбышевском стадионе «Локомотив» в матче чемпионата СССР против московского клуба ВВС. Первые два мяча за куйбышевскую команду он забил 27 мая 1948 года в Москве в ворота «Торпедо». В 1949 году центрфорвард Гулевский записал на свой счёт 9 мячей, а в 1950 году установил клубный рекорд в элите советского футбола, забив в чемпионате 16 мячей (повторён Борисом Казаковым в 1962 и 1963 годах). В том же году он почти в одиночку вывел «Крылья» в полуфинал Кубка СССР, забив в ворота соперников из Ашхабада, Ташкента и Москвы (ВВС и «Торпедо») семь мячей. Гулевский солировал в команде создателя «волжской защепки» Абрамова, а позже Петра Бурмистрова, взаимодействуя с великолепным мастером советского футбола Виктором Ворошиловым и тонким, умным Фёдором Новиковым. Нападающий отлично играл головой и бил с обеих ног. «Крылья» играли против грандов советского футбола в жёсткий, цепкий, оборонительный футбол, «взрывающийся» резкими, реактивными контратаками и неберущимися ударами первым же касанием Александра Гулевского. Нередко Гулевский убегал от защитников с центра поля по непредсказуемой траектории и, не сближаясь с вратарём, расстреливал ворота соперников ударами под перекладину. Как писал корреспондент «Советского спорта», «своеобразно действует Гулевский, этот молодой футболист из года в год совершенствуется и растет. Атаки куйбышевской команды построены таким образом, что требуют непрерывного участия в них Гулевского. Умение четко останавливать мяч и направлять его с ходу в ворота противника позволяет Гулевскому часто добиваться результата. Гулевский мало уходит из центральной зоны, отсюда, как правило, он забивает голы»…

В том же 1950 году куйбышевский бомбардир был направлен на усиление донецкого «Шахтера» в турне по Болгарии и Румынии, где трижды поражал ворота «социалистических команд».

В 1951 году «Крылья» сенсационно, но вполне заслуженно заняли 4 место в чемпионате СССР, а в 1953 году под наименованием «Зенит» (Куйбышев), благодаря голу Гулевского в ворота московского «Локомотива», впервые вышли в финал Кубка СССР, где в упорнейшей борьбе уступили столичному «Динамо» (0:1).

«Гуля», как называли его партнёры и десятки тысяч поклонников, обладал сумасшедше высокой скоростью, уникальным голевым чутьём и выбором позиции, неординарной техникой обработки мяча. Игра Гулевского «на опережение» и его удары слёту вызывали восторг и аплодисменты куйбышевских болельщиков.

Не было сомнений, что столь неординарный и яркий форвард должен получить приглашение в сборную СССР. Даже несмотря на то, что в это время в советском футболе блистали Гогоберидзе, Симонян, Сальников, Ильин, Стрельцов, Валентин Иванов, Слава Метревели…

Но в начале 1954 года Гулевский ложится на операционный стол. Академик Аминев вырезает футболисту грыжу. Центрфорвард очень быстро восстанавливается, его уговаривают перейти в столичное «Торпедо», где он должен возглавить атакующую тройку вместе с Эдуардом Стрельцовым и Валентином Ивановым. Гулевский скрывал, что играл, преодолевая боль, ему всё труднее давались реактивные рывки и акробатические удары. В 1955 году он возвращается в родные «Крылья» ещё на один сезон и становится автором трёхсотого гола клуба в элите советского футбола. А 11 сентября того же года забивает первый международный гол куйбышевского команды – в ворота сборной Индии (4:1).

В 1956-1957 годах Гулевский выступал за ленинградский «Зенит», а потом ещё четыре года солировал в «Трудовых резервах» (Луганск). За клуб, который позже станет чемпионом СССР под именем ворошиловградской «Зари», он провёл 117 матчей и забил 61 мяч.

«Второе возвращение» Гулевского в родные «Крылья» состоялось в конце 1977 года. Теперь уже в качестве главного тренера. Александр Петрович приехал возвращать нашу команду в Высшую лигу. Вместе с ним в «Крылья» пришли чемпионы СССР защитник Владимир Абрамов и нападающий Юрий Елисеев (из луганской «Зари»), а также вратарь Геннадий Лисенчук (из «Таврия»), полузащитник Анатолий Быткин (из «Кривбасса») и нападающий Юрий Пилипко (из нальчикского «Спартака»). После первого круга чемпионата СССР 1978 года в Первой лиге, несмотря на то, что «Крылья» уверенно шли на первом месте, Гулевский был уволен по распоряжению обкома КПСС после конфликта с начальником команды Григорием Фридляндом…

«Король куйбышевского футбола» умер в Киеве 11 июля 2004 года, успев потренировать девять украинских команд и две из них (симферопольскую «Таврию» и криворожский «Кривбасс») вывести из Второй в Первую лигу СССР.

Александр Петрович Гулевский трижды входил в список 33 лучших футболистов страны (1950, 1951, 1953). В 1952 году в составе сборной Москвы (Олимпийской сборной СССР) готовился к Олимпийским играм в Хельсинки. Он до сих пор безоговорочно входит в символическую сборную «Крыльев Советов» за всю историю клуба.

В 1948-1953 и 1955 годах Гулевский сыграл за «Крылья Советов» 164 матча и забил 51 мяч. Ещё 9 мячей он забил за «Крылышки» в Кубке СССР, что до сих пор является кубковым рекордом нашей команды.

Сергей Лейбград, поэт, журналист, научный руководитель и главный хранитель общественного Музея самарского футбола

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *