Футбольная жизнь Николая Осянина

«Крылья Советов» спустя семнадцать лет второй раз в своей российской истории вышли в финал розыгрыша Кубка России. Молодые и уже зрелые «чертянята» Игоря Осинькина после нулевой ничьи в основное время переиграли в Грозном принципиального и обидного соперника, местный «Ахмат», в серии пенальти (4:1). Главным героем этого матча стал неожиданно для самого себя 33-летний голкипер «Крыльев» Евгений Фролов, заменивший Ивана Ломаева за четыре минуты до финального свистка. Евгений сумел справиться с «паненкой» Бернарда Беришы и ударом Габриэля Янку с 11-метровой отметки. Дважды выходили в финал Кубка СССР и куйбышевские «Крылья Советов». В 1953-ем и 1964-ом годах. Героями исторической полуфинальной победы над московским «Динамо» (3:2) 7 сентября 1964 года стали голкипер «Крыльев» Александр Соколов, нападающий Анатолий Кикин, дважды заставивший капитулировать Льва Яшина, и форвард Николай Осянин, забивший в ворота лучшего голкипера мира третий победный мяч… Уже вскоре Осянин стал для болельщиков Советского Союза одним из четырёх самых узнаваемых и самых знаменитых футболистов, взлетевших в 1960-е годы в сборную СССР из «Крыльев Советов». Однако Галимзян Хусаинов и Борис Казаков, обладая уникальным природным даром, прошли школу куйбышевского детского тренера Михаила Сенина, местных «Динамо» и «Локомотива». Владимир Сахаров подростком и юношей сформировался в куйбышевском «Нефтянике» и стажировался в сызранском «Тяжмаше». А вот Осянин ворвался в жестокий и праздничный мир футбола абсолютным самородком. Футбольным Маугли…

Николай Викторович рассказывал мне, что фактически до 17 лет был «диким футболистом», отрабатывая свои финты и удивительные по технике удары в принципиальных уличных баталиях. Молчаливого, гордого, бесстрашного самородка с криминальной казанской окраины, с прямой спиной и печальным иконописным лицом, позвали сыграть за основной состав юношеской команды «Ракета», где он сразу стал лидером и бомбардиром. Незадолго до призыва в армию его пригласили в команду мастеров второй лиги – казанскую «Искру» (будущий «Рубин»). И призывали его уже как футболиста — в куйбышевский СКА. Николай Осянин родился 12 декабря 1941 года в селе Соболевское Нурлатского района Татарской АССР рядом с родной деревней другого самарского кумира Галимзяна Хусаинова. Родного отца Коля никогда не увидит. Виктор Осянин ушел на фронт за пять месяцев до рождения младшего сына и погиб в самый страшный начальный период Великой Отечественной войны. В 1942 году осиротевшая семья Осяниных переезжает в поселок Дербышки на окраине Казани. Дербышки — это аналог нашей Безымянки, куда срочно были эвакуированы авиапромышленные предприятия. Судьба любит символические совпадения. В апреле 1942 года, когда грудного еще Колю перевозят в поселковый барак, в городе Куйбышеве создается футбольная команда «Крылья Советов».

Своим первым настоящим тренером Осянин считает Виктора Карпова. Виктор Иванович только-только возглавил вылетевшие из высшего дивизиона советского футбола «Крылья Советов». Карпов мечтал создать команду, которая не только будет надежно защищаться, продолжая традиции «волжской защепки», но и результативно атаковать. У него уже были в составе индивидуально очень талантливые форварды Борис и Анатолий Казаковы, Геннадий Широчкин и Борис Кох. Тем не менее, ему хватило увидеть одну игру куйбышевского СКА, чтобы немедленно договориться о переходе Осянина в свою команду. Карпова поразила футбольная порода Николая – точность, координация, видение поля, отсутствие всякой суетливости, умение выбрать позицию, смелый дриблинг и нацеленные коварные, «плассированные» удары с любых дистанций.

В начале сезона 1961 года рядовой срочной службы Осянин отзывается из «Крыльев» на первенство Вооруженных Сил. Непредсказуемого стрелка требует к себе на сборы Константин Бесков, тренировавший в то время ЦСКА. Целый месяц армейцы разгадывали секрет феноменальных ударов куйбышевского солдатика. И решив, что самородок вряд ли станет большим мастером, отправили обратно.

Возвратившегося в «Крылья» Осянина взял под свою личную опеку Борис Казаков, говоривший Карпову, что «этот молчун дальше меня пойдёт». Средний возраст «команды лысых», как называли «Крылья» Карпова в 1961 году, составлял всего 22 года. Самым старшим был 25-летний Альфред Фёдоров. В сезоне 1961 года Николай Осянин успел сыграть семь матчей, а молодая команда тренера-дебютанта Виктора Карпова, наколотив в ворота соперников 80 мячей, выиграла чемпионат РСФСР, зональный и финальный турнир класса Б и вернулась в элиту советского футбола.

Первый мяч в составе куйбышевской команды Осянин забил 12 октября 1962 года в ворота московского «Локомотива». И остановить самородка уже не могли лучшие защитники и вратари СССР.

Стройный, тонкий, несмотря на своё крестьянское происхождение, даже какой-то аристократичный, он на радость болельщикам и партнерам забивал поистине сумасшедшие мячи. В начале XXI века нечто похожее творил в «Крыльях» Андрей Каряка. А в 1964 году после ухода Бориса Казакова в ЦСКА главная звезда Куйбышева Николай Осянин с виноватой улыбкой заставлял панически трепыхаться сетку ворот ленинградского «Зенита», луганской «Зари», горьковской «Волги», львовского «СКА», кишиневской «Молдовы», тбилисского «Динамо». Дважды он поражал ворота московского «Динамо». Второй его гол в ворота лучшего вратаря мира Льва Яшина стал для «Крыльев» победным в полуфинале Кубка СССР (3:2). Прежде в той игре дважды отличился Анатолий Кикин, но только великолепный удар Осянина с подачи Фёдорова стал победным.

Сезон 1965 года стал последним в самарской биографии уникального голеадора. Он продолжал забивать, невзирая на статус и сопротивление соперников. Уже было ясно, что за Осяниным откровенно охотятся селекционеры московских клубов. 27 апреля на «Динамо» он забивает победный мяч в ворота столичного «Спартака» и выверенными передачами разгоняет атаки «Крыльев» из глубины поля. Тогда же в блокноте Николая Старостина появляется и с нажимом подчеркивается осенняя фамилия крыльевского самородка. Именно в Куйбышеве Осянин становится большим футболистом. Именно в Куйбышеве он женится и становится отцом. Учась у Виктора Карпова и Бориса Казакова, Альфреда Федорова и Казакова Анатолия именно в Куйбышеве Николай Осянин обретает свой универсальный почерк и становится игроком сборной СССР…

С 1966 года мастер спорта СССР Николай Осянин — форвард московского «Спартака». Первое время в Москве ему помогали Галимзян и Любовь Хусаиновы. Но уже через год Осянина стали считать едва ли не эталоном истинного спартаковца. В «Спартаке» Осянин стал обладателем Кубка СССР и чемпионом страны. Его голы с 30 и 40 метров в ворота московского и киевского «Динамо», швейцарского «Базеля» и столичного ЦСКА превратились в футбольные анекдоты и мифы. «Пушкарь» Осянин забил все решающие мячи в сезоне 1969 года, став лучшим бомбардиром Высшей лиги и приведя спартаковцев к чемпионству. В главном матче чемпионата в гостях с киевским «Динамо» Николай обыграл пять соперников и вколотил победный мяч (1:0) в ворота голкипера сборной страны Евгения Рудакова.

В 1971 году тихий Осянин вдруг бунтует. Прирожденный форвард отказывается менять амплуа, ссорится с Никитой Симоняном и уходит из прославленного клуба в алма-атинский «Кайрат». В том же году на советские киноэкраны выходит фильм режиссера Резо Эсадзе «Секундомер». Главный герой фильма, тоже центральный нападающий, переживающий уход из большого футбола, как две капли похож на Осянина. И играет его почти однофамилец реального форварда — Николай Олялин. Вот только Осянин никуда не уходит, через два года он вновь возвращается в «Спартак». Несмотря на пять операций на коленях и три вырезанных мениска. И уже в качестве главного центрального защитника 33-летний «либеро» выводит в 1975 году Олимпийскую сборную СССР в финальный турнир. И успевает блеснуть на клубной европейской арене, удивительно умно, корректно и надежно нейтрализовав атаку грозного западногерманского «Кёльна».

Николай Викторович Осянин сыграл в чемпионатах СССР, еврокубках и Кубке СССР 507 матчей и забил 74 мяча. За сборную СССР он провёл пять матчей, отличившись дважды. За Олимпийскую сборную СССР выступал в шести играх. Осянин играл в «Крыльях» пять сезонов (с 1961-го по 1965 год), проведя во всех турнирах 132 матча и забив 20 мячей (в чемпионатах СССР 119 игр и 17 мячей).

В 1976 году по воле всё той же прихотливой судьбы точку в грандиозной карьере скромного и аскетичного Николая Осянина, уникального голеадора, умнейшего защитника и заядлого курильщика поставили его родные «Крылья». Обыграв в осеннем первенстве СССР московский «Спартак» со счетом 1:0, куйбышевский клуб отправил «народную команду» в Первую лигу. Осянин, закончив школу тренеров и институт физкультуры, десять лет тренировал мальчишек в спартаковской школе. А потом снова стал зарабатывать на жизнь футболом, играя уже за ветеранские команды. Футбол и жизнь стали неразделимы. Он регулярно выходил на поле и в 75 лет.

Николай Осянин и сейчас, в год своего 80-летия, всё так же прям и худощав. Молчалив и печален. И вдруг по-детски улыбчив – при каждой встрече с мячом, который он ласково подсекает, обрабатывает грудью и своим волшебным феноменальным ударом отправляет в полёт…

Сергей Лейбград, поэт, журналист, научный руководитель и главный хранитель общественного Музея самарского футбола

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *