«Ален Делон» самарского футбола
«Крылья» — это не только футбольный клуб, история, память, страсть и надежда… Это ещё, и может быть в первую очередь, футболисты и тренеры, в которых ты растворяешься, которых ты боготворишь, которые становятся тебе родными, как самые близкие люди. Без которых ты не представляешь этой удивительной и безумной игры, которых ты коришь за человеческие слабости и невзятые высоты. Ты торжествуешь вместе с ними, плачешь и жалеешь их…
За сто десять лет самарского футбола в нашем городе было немало парадоксальных личностей, символических фигур и непредсказуемых самородков. Для меня в детстве и отрочестве источником футбольного и человеческого счастья, боли и обиды, благодарности и сопереживания был и остаётся до сих пор Анатолий Фетисов. Кумир моего детства, ставший моим другом. Многие нынешние болельщики «Крыльев» не осознают, не понимают, что рядом с нами живёт поразительно самобытный, неприютный, пронзительно талантливый большой ребенок, феноменальный футболист и настоящая легенда (сейчас это слово пошло вразнос, его адресуют любому заезжему даже в самый стыдный период нашей истории игроку) самарского-куйбышевского футбола.
Наша весна для меня начинается с Виктора Карпова, а год – с Анатолия Фетисова…
Он родился 2 января. 2 января 1949 года. Дитя послевоенного времени, мальчишка исторической Оттепели. Его называли куйбышевским «белым Гарринчой». Также как великий бразилец он сравнительно поздно начал всерьёз заниматься футболом. Но главное, что вслед за южноамериканцем он испытывал необычайный кураж и удовольствие от азартной, веселой, остроумной и порой самодостаточной обводки соперников. Чем выше был класс защитников, тем чаще и изощреннее обыгрывал их наш левый форвард. Вот только в отличие от хромого гениального чемпиона мира нападающий «Крыльев Советов» был великолепно сложен и похож не столько на футболиста, сколько на киноактера. Неслучайно, что местные эстеты звали его Аленом Делоном куйбышевского футбола. Неслучайно, что среди его страстных почитателей особое место занимали молодые поклонницы…
Спортивная судьба Анатолия Фетисова оказалась драматичной и даже трагичной. Для Самары-Куйбышева он стал навсегда её любимцем и героем, символом оригинальной, искренней и бескорыстной игры. В истории советского футбола он остался внезапной и неожиданно яркой кометой, ярко просиявшей и слишком рано канувшей во мрак. Большой футбольный мир так и не успел по-настоящему узнать этого куйбышевского кудесника мяча и самобытного мастера. Будучи одним из самых одаренных футболистов своего поколения, он так в полной мере и не реализовал свой абсолютный футбольный слух, свой праздничный и неповторимый дар.
Анатолий Иванович Фетисов родился в рабочем поселке под Оренбургом. Вскоре семья Фетисовых переехала в Чапаевск, а когда Толе было семь лет — в Куйбышев. Его отец работал на Авиационном заводе, а мать была бригадиром в совхозе «Тепличный». Беззаботный, легкий, симпатичный Фетис, как звали его друзья, пропадал на безымянских пустырях, мечтая стать королем футбола. Но записываться в футбольную секцию не спешил. То ли упиваясь восторгом одноклассников от собственных финтов и трюков, то ли ожидая особого приглашения. И всё-таки, когда Анатолию исполнилось 13 лет, он пошел в футбольный клуб «Восход» к знаменитому детскому тренеру Владимиру Замятину, который жил на одной с ним Средне-Садовой улице. Королю заводской окраины очень хотелось выступать за «Крылья», где тогда играли его кумиры Борис Казаков и Николай Осянин.
Замятин пробовал Фетисова на разных позициях, но самозабвенно играть и улыбаться подросток начинал лишь, когда его ставили на левый фланг атаки. Боясь, что нестандартный, дриблингующий, не самый командный юноша может осесть в запасе «Крыльев», тренер рекомендовал его в куйбышевский «Металлург». В 1966 году под руководством Федора Сергеевича Новикова, будущего соратника Константина Бескова по «Спартаку», Фетисов дебютировал во Второй лиге советского футбола. Через несколько месяцев «Фетиса» знал уже весь металлургический завод. Быстрый, изящный, стройный мальчишка обыгрывал взрослых мужчин, не боясь столкновений, угроз и безжалостных ударов по ногам. При этом Фетисова нельзя было назвать эгоистом. Несмотря на как будто излишний, даже цирковой дриблинг, он любил, чтобы с его подач забивали партнеры и никогда не жадничал вблизи чужих ворот, отлично выполняя прострелы, передачи и навесы.
В сентябре 1967 года на Фетисова пришёл посмотреть сам Виктор Иванович Карпов. И, получив удовольствие вместе с болельщиками, пригласил левого металлургического «крайка» в «Крылья Советов». А уже 3 ноября того же года выпустил его в матче чемпионата СССР против ташкентского «Пахтакора». Анатолий Фетисов буквально влетел в большой футбол.
В 1968 году он уже является ведущим игроком «Крыльев», бесстрашно к вящему восторгу местной торсиды разделываясь с Альбертом Шестернёвым, Ревазом Дзодзуашвили, Виктором Шустиковым… «Фетис! Фетис, ну отдай мяч!», — смеясь, кричали ему с трибун «Динамо», бурно аплодируя каждому удачному финту. И Фетис, насладившись дриблингом, ловко обходя соперника то на противоходе, то на замахе, выкладывал мячи под удары Борису Казакову и Равилю Аряпову. В 1969 году в футбол Фетисова влюбился Всеволод Бобров, пригласив его в ЦСКА. Правда, вскоре своенравного Боброва уволили, а призывник Фетисов уехал в ростовский СКА. Молодого самобытного форварда захотел видеть в своей команде тогда тренер московского «Динамо» Константин Бесков. Анатолий получает вызов в олимпийскую сборную СССР и выходит на поле в матче со сборной Польши. Беззаботный, удачливый футбольный «Ален Делон» приглашается в молодежные компании, гуляет, влюбляется, тонет в застольях, нарушает спортивный режим. Пропадает и даже объявляется во «всесоюзный розыск». Но покоренный его талантом еще один великий тренер Виктор Александрович Маслов зовёт его сначала в знаменитое киевское «Динамо», а в конце 1970 года буквально уговаривает Фетисова перейти в доверенное прославленному специалисту столичное «Торпедо». Маслов прощал Фетисову многое, он видел в нём свою футбольную лебединую песню, наследника Эдуарда Стрельцова. И смело заменил торпедовского «солиста» Михаила Гершковича на куйбышевского дриблёра. В легендарной автозаводской команде Анатолий провёл четыре сезона с 1971-го по 1974 год, сыграв 90 матчей и забив 10 мячей.
В 1972 году Фетисов становится обладателем Кубка СССР, именно его навес с углового, который замкнул торпедовец Юрин, решил судьбу двухматчевого противостояния со «Спартаком». По итогам сезона газета «Советская Россия» публикует список лучших игроков СССР, в котором Фетисов занимает второе место после Евгения Ловчева. В том же году на всесоюзном телевидении выходит десятиминутный документальный фильм «Осторожно, Фетисов!».
В 1974 году на тренерском мостике «Торпедо» появляется жёсткий и строгий Валентин Иванов. Фетисов теряет вкус к футболу, просто работать на поле он не хочет. К тому же в середине чемпионата получает травму и попадает в запас. По окончании этого сезона, непрактичный Анатолий бросает московскую квартиру и возвращается в Куйбышев. Александр Гулевский зовёт его помочь «Крыльям» вернуться в Высшую лигу. И Фетис помогает. И снова купается в любви болельщиков, проведя в 1976 году в своём фетисовском стиле весенний, в котором куйбышевская команда поднялась на 6-ое место, и осенний чемпионаты СССР в Высшей лиге. Простодушный и искренний Анатолий нервно переживал интриги вокруг «Крыльев», не желая участвовать в доносах и докладных. Но продолжал обыгрывать защитников и отдавать голевые передачи. В 1978 году он опять поднимается с родной командой в Высшую лигу. Весь 1979 год Фетисов по просьбе тренеров играет на уколах, не обращая внимания на заключение специалистов Центрального института травматологии и ортопедии, требующих немедленной операции. В одном из последних матчей сезона Фетисова с изуродованным коленом уносят с поля на носилках. Когда он, наконец, приехал в ЦИТО, врачи запретили ему профессиональные занятия футболом. Но он ещё раз попробовал вернуться в игру уже при замечательном бывшем полузащитнике «Крыльев» Альфреде Федорове, возглавившем куйбышевский клуб в 1980 году. Увы, травма выдающегося левого нападающего оказалась слишком запущенной…
Мастер спорта СССР Анатолий Фетисов провел в составе «Крыльев Советов» в чемпионатах страны 211 матчей и отметился в них девятью голами. И сделал не менее полторы сотни голевых передач. Завершив карьеру футболиста, Анатолий Иванович мучительно входил в «гражданскую» жизнь. Сменил множество профессий. Но никогда не унижался и ничего просил. Сумел воспитать добрых и отзывчивых детей — сына и дочь, трогательно дружит со своей внучкой Настей.
С 2006 года Фетисов был мудрым и глубоким экспертом телевизионного футбольного ток-шоу «Южная трибуна», бескорыстным консультантом Музея самарского футбола. В феврале и марте 2010 года он вместе с болельщиками участвовал в пикетах и митингах, спасая «Крылья».
Заслуженный ветеран ПФК «Крылья Советов», член символической сборной «Крыльев» за всю историю самарского клуба Анатолий Иванович Фетисов по-прежнему красив. Его гордую осанку и открытый взгляд не сломали тяжелые болезни и душевные метания. Он по-прежнему честен и страстен. И беспощаден к самому себе…
Он и ангел, и чёрт.
Как артисты играют на бис, так Фетисов играл.
И взрывались от счастья трибуны.
Ну отдай же ты мяч, ну отдай же, отдай же, Фетис!
Не терзай, не томи и не рви напряжённые струны.
Ах, блаженство и страсть — этот вольный самарский краёк!
Этот дриблинг врасплох — замирают трибуны в надежде.
Ты практичным не стал, но остался красивым, как прежде.
Ты по флангу промчался, как глупое детство моё…
Сергей Лейбград, поэт, журналист, научный руководитель и главный хранитель общественного Музея самарского футбола